Эксоцман
на главную поиск contacts

Школа из российской глубинки

Опубликовано на портале: 18-09-2004
Директор школы. 1999.  № 7. С. 71-76. 
Тематический раздел:
Статья посвящена рассказу об организации сельской школы российской глубинки. Часто ли вы бывали в сельской школе, при входе в которую становится неудобно за пыльную обувь? Случалось ли вам бывать в школе, воспитанники которой не курят не только в туалетах, но и даже около школы. Встречали ли вы учебное заведение, в котором никто не кричит друг на друга, не пропускает занятия и не срывает уроки? Вы скажете, что такого не бывает. Уверяю вас: бывает! Более того, предлагаю познакомиться поподробнее с одним из таких примеров - Лесниковской средней школой.

Это одна из многочисленных сельских школ российской глубинки. Находится она в тридцати километрах от районного центра г. Гусь-Хрустального Владимирской области. Школа без всяких «модных статусов» (федеральных экспериментальных площадок, авторских школ, школ-лабораторий и т.д.), но работающая в творческом поисковом режиме и по сути дела обеспечивающая выживание всего села и успешную социализацию своих воспитанников.

Двухэтажное кирпичное здание школы (жилой дом начала века, с последующей пристройкой) расположено в центре деревни, окруженной со всех сторон лесом. Чистота и порядок, зеркала, бра на стенах делают ее по-домашнему уютной, а декоративная и художественная роспись придают особый колорит. Летом школа утопает в яркой зелени деревьев и кустарников, посаженных самими учащимися.

Переосмысление содержания

В школе обучаются 116 учащихся, из них 8 человек приезжают из соседних населенных пунктов. На территории Лесниковского сельского округа находятся два лесничества, АО «Лесниковское». Большинство родителей работают на этих предприятиях. Безработица коснулась и сельской местности и уже достигла пяти процентов. Детский контингент в школе сложный: 7 процентов - из неблагополучных семей, 12 - из многодетных, столько же из неполных семей, 10 процентов составляют дети, родители которых оказались без работы. Педагогический коллектив насчитывает 17 человек, из них 6 учителей - выпускники этой школы. Шесть лет назад инициатива творческого поиска и профессиональная педагогическая смелость позволили педагогическому коллективу взять на себя ответственность в деле переосмысления содержания обучения и воспитания. Исходя из условий и потребностей окружающего социума, педагогический коллектив посчитал главной целью своей деятельности наиболее полное раскрытие личных качеств и природных способностей ученика и учителя, воспитание человека нравственного, душевно привязанного к своей малой Родине, трудолюбивого, способного самореализоваться в меняющемся мире.

Концептуальный выход виделся в обновлении школы, в создании Дома радости и жизни для ребенка, то есть в формировании собственной гуманистической воспитательной системы. Одной из первых в районе школа перешла на новые условия хозяйствования, позволяющие самостоятельно решать вопросы финансово-хозяйственной деятельности и социального развития, кадрового обеспечения.

С 1988 года в школе работает хозрасчетный разновозрастный отряд «Современник», куда вошли учащиеся с 5-го по 11-й классы, объединившиеся на основе добровольного труда и коллективного самоуправления. Отряд имеет 8 га земли, где выращивает картофель, свеклу, морковь, 1,5 га сеноугодий. Через этот отряд и началось освоение окружающей среды и преобразование его в воспитательное пространство.

Механизированное звено производит полную обработку приусадебных участков у жителей деревни Лесниково и близлежащих деревень. Оказывает транспортные услуги населению. Ветеранам войны обработка приусадебных участков производится бесплатно, а членам педагогического коллектива школы, ветеранам педагогического труда, вдовам, мужья которых погибли в годы Великой Отечественной войны, на льготных условиях. В 1996 году прибыль отряда составила - 56 млн. руб., а в 1997-м - уже 200 млн.

За счет денежных средств, заработанных учащимися и педагогическим коллективом, только за 1995-1996 учебный год приобрели музыкальный центр, три компьютера, трактор «МТЗ-82». Полученная прибыль направлялась на оборудование и оснащение учебных кабинетов, эстетическое оформление школы, на проведение различных культурно-массовых и оздоровительных мероприятий, обеспечение бесплатного питания учащихся, учителей, технического персонала, выплату премий и пособий, бесплатное обучение старшеклассников на водителя категории «А». Таким образом, осуществлялась социальная защита ученического и педагогического коллективов.

Через некоторое время от традиционной организации производительного труда перешли к организации всей жизнедеятельности школы в форме экономической игры «Бизнес». Была разработана перспективная модель развития школы как трудовой «Бизнес-школы». Были созданы органы самоуправления, производства, банковской и торговой системы в лице Большого совета, мэрии, биржи труда, бухгалтерии, торговых и сервисных предприятий, социальной и рекламно-информационной служб. В обращение была выпущена собственная валюта «ропс». В игру на добровольной основе включились все учащиеся школы.

Республика «Маленькая страна»

Постепенно игра становилась все более значимой для детей и взрослых и все больше оказывала влияние как на процессы обучения, так и воспитания. Так, игровая форма организации труда в Лесниковской школе в ходе своего развития переросла в социально-экономическую игру «Маленькая страна». Фактически была создана в игровой форме школьная республика, являющаяся достаточно подробной моделью социально-экономических отношений государства. Недавно здесь появился и свой печатный орган - газета «Маленькая страна».

Разработаны Конституция республики и локальные, нормативные акты, регулирующие гражданство, функционал различных служб и органов, премии за успехи в учебе и олимпиадах, ставки зарплаты и налогов (с учетом социальной защищенности младших классов), банковские проценты и правила получения лицензий на различные виды деятельности. Все «граждане республики» имеют документ о гражданстве (визитку), в которой отмечаются нарушения принятого правопорядка (за которые налагается штраф) и по которой происходит ежемесячная выплата зарплаты.

Такая форма организации жизнедеятельности школы обеспечивает чувство социальной защищенности и способствует социализации ребенка не столько через запреты и распоряжения, сколько через создание условий, побуждающих личность к саморазвитию, к пониманию договорной основы общественных отношений и их закономерностей, особенно в условиях рынка. Она создает условия для самореализации не только ученику, но и учителю. При этом гарантируется высокий уровень творчества и психологический комфорт участникам этой игры.

Эта игровая форма организации всей жизнедеятельности школы обеспечивает успешное развитие и социализацию выпускников. За несколько лет в корне изменилось отношение ребят к сельскохозяйственной деятельности. Если еще шесть лет назад приходилось использовать методы убеждения и даже давления, чтобы заставить большинство школьников добросовестно работать, то сейчас практически все учащиеся проявляют собственную инициативу и желание трудиться, поскольку видят реальные результаты своего труда. Треть выпускников школы поступили в высшие учебные заведения, столько же - в средние специальные учебные заведения, 25 процентов остались работать на селе механизаторами.

О том, каким серьезным методом воспитания стала эта игра, и о том, что через нее реализуются не только социализирующая и обучающая функции школы, но и функции защиты и поддержки, свидетельствуют следующие факты. Через школьный магазин на свои заработанные деньги дети приобретают чаще всего не сладости и безделушки, а одежду, обувь, школьные принадлежности и многие товары первой необходимости. При этом очень часто заказ делается целенаправленно. Известны в деревне и случаи, когда взрослое население меняло в «школьном банке» рубли на ропсы, чтобы можно было совершить покупки в школьном магазине. Конечно, данные факты не свидетельствуют в пользу состояния нашей сегодняшней социально-экономической системы в целом, но они говорят о том, что новое поколение не только «выбирает пепси». Оно способно будет возродить Россию, но сегодня им надо помочь в овладении этими умениями. Шестой год школа работает в инновационном режиме. За это время развивается и техническая база: приобретены две автомашины, два трактора с полным набором сельскохозяйственных орудий, мотоцикл «Урал», полностью обновлены слесарная и столярная мастерские, приобретены новое станочное оборудование, технические средства обучения, оборудован класс IBM-совместимых персональных компьютеров. В каждом классе есть телевизор, имеется видеомагнитофон.

В свою очередь в процессе преобразования окружающей среды в воспитательное пространство техника стала не только материальной базой системообразующей деятельности, но и инструментарием, позволяющим материализовывать отношения и расширять протяженность воспитательного пространства и количество его измерений, иными словами, позволяющим включать в него новые подпространства и придавать им новое значение в воспитательном процессе.

Проиллюстрируем наш рассказ несколькими цитатами из сочинений воспитанников, высказываний их родителей и писем выпускников школы.

«В школу мы ходим с удовольствием, живем, как дружная семья. Устраиваем праздники, вечера, встречи с друзьями, различные соревнования. Отличившиеся ребята входят в состав Большого совета школы, который работает по секторам. Шефский сектор организует различные игры с малышами, в этой четверти планируются показы видеофильмов и мультфильмов. Учебный сектор следит за успеваемостью, проверяет домашнее задание и помогает отстающим. Культмассовый сектор устраивает праздники, встречи. И еще много различных секторов, занимающихся своей деятельностью. В нашей школе проводится экономическая «Бизнес-игра». Есть своя собственная валюта - «ропс». Также есть свой мэр из числа учащихся, биржа труда, которая обеспечивает работу учащимся и выписывает наряды на выполнение работы. Также есть службы, которые занимаются своей деятельностью. Ребята открывают свои фирмы и приглашают туда желающих. На данный момент существуют такие фирмы: «Фан-Клуб-Кафе», «Сладкоежка», «Видеосалон 10» и т.д. (Ольга К., ученица 9-го класса)».

«У нас в школе создано свое маленькое государство, со своей валютой, мэром и другими органами управления. Накопив ропсы, мы ждем с нетерпением открытия магазина. В магазине продается все необходимое для учебы, а также можно полакомиться самим и порадовать своих близких. Летом мы трудимся на наших школьных огородах. Мы сажаем морковь, свеклу и т.д. За свой труд мы получаем большие деньги. В этот год я получила 397 тысяч рублей. Каждый год учащиеся школы ездят на экскурсию по городам России. Если бы мне представилась возможность учиться в другой школе, я бы ни за что этого не сделала. Я очень горжусь нашей школой. (Ученица 7-го класса Елена Ф.)».

«Бизнес-игра - для нас, родителей, это вообще новое что-то, а наши дети уже все знают лучше нас, и это верно. Хочется отметить и то, как проходит лето для учащихся. Дети и работают, и отдыхают, и, конечно, неплохо, что по окончании своих трудов они еще и получают деньги. Дети видят, что нужно учиться, чтобы чего-то добиться в жизни. Хочется, чтобы и в дальнейшем школа наша процветала. (Выпускница 1984 года Бочина Г.)».

Из приведенного опыта можно сделать несколько выводов. Но самый главный, на наш взгляд, заключается в следующем. Отечественная школа не потеряла своих корней. Более того, если ее перестанут терзать непродуманными реформами, а хотя бы немного поддержат материально, то она как самоорганизующаяся система найдет оптимальные пути развития и обретет свое лицо.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Дмитрий Николаевич Лухманов, В Н Аванесова, Инга Вениаминовна Канцебовская
[Книга]
Нина Ефимовна Боревская
Социологические исследования. 1991.  № 8. С. 82-88. 
[Статья]
Евгений Николаевич Степанов
Директор школы. 2000.  № 2. С. 16-26. 
[Статья]
В.И. Астахова, Омельченко
Социологические исследования. 2004.  № 3. С. 150-151. 
[Статья]
Игорь Михайлович Реморенко
Вопросы образования. 2007.  № 1. С. 153-155. 
[Статья]
Галина Петровна Чернова
Вопросы образования. 2007.  № 1. С. 203-208. 
[Статья]
Валентина Анатольевна Виноградова
Директор школы. 2000.  № 2. С. 27-32. 
[Статья]