Эксоцман
на главную поиск contacts

Профилактика «по-чикагски»

Опубликовано на портале: 10-09-2004
Директор школы. 1999.  № 3. С. 71-74. 
Статья рассматривает опыт региональной лаборатории в знаменитом амери­канском городе Чикаго, которая представляет собой уни­кальное в своем роде учреждение. Созданная около 20 лет назад, она является одной из струк­тур государственной модели профилактики нар­комании среди молодежи.

Основная задача лаборатории - апробация и внедрение превентивных программ, создаваемых в научных центрах и институтах специалистами-наркологами, в работу различных образовательных учреждений. Лаборатория имеет «двойное» финансирование - часть средств выделяет федеральный бюджет, а часть - административный округ. Причем федеральное финансирование носит грантовый характер, каждые пять лет лаборатория должна участвовать в конкурсе, чтобы подтвердить эффективность своей деятельности и, следовательно, целесообразность государственной поддержки. Так что сотрудники поставлены в довольно жесткие условия - их учреждение будет существовать только до тех пор, пока его работа будет приносить реальные позитивные результаты.

«Плацдарм» - школы для бедных

Пожалуй, любому, кто знакомится с содержанием работ лаборатории, трудно поначалу понять, почему она относится к учреждениям системы профилактики наркомании. Слишком широк спектр вопросов, которые здесь решают сотрудники, причем собственно антинаркотическая тематика (в традиционном ее представлении - тренинги, антинаркотическое просвещение, обучающие программы и т.п.) занимает лишь небольшую часть. Но это лишь чисто внешнее представление. Дело в том, что при определении содержания форм и методов профилактики сотрудники лаборатории исходят из представления о наркомании как социальной болезни. Проводимые ими многочисленные исследования подтверждают, что уровень распространения наркотиков и токсикоманических препаратов напрямую связан с социальными условиями жизни той или иной группы детей и подростков. Чем ниже уровень жизни молодого человека, тем больше для него шанс приобщиться к одурманиванию. Поэтому основной «плацдарм» деятельности лаборатории - школы из бедных кварталов. Обычно в таких школах официально числятся 1-2 тысячи человек, однако реальная посещаемость оказывается значительно ниже. Нередки дни, когда в классах находятся не более 200 человек. Уровень подготовки учащегося 10-го класса порой соответствует 5-6-му классу. Некоторые старшеклассники уже имеют собственных детей, причем молодые мама и папа могут сидеть за одной партой. «Необразованность, бедность, безысходность» - так характеризует «школы для бедных» сотрудник лаборатории Гордон Робер. Вряд ли можно в таких школах добиться успеха, используя традиционные антинаркогенные программы. Прежде всего, считают сотрудники лаборатории, необходимо устранить причины, заставляющие детей обращаться к наркотикам, «внести гармонию в их среду». Обычно работа в школе состоит из нескольких этапов. Начинается она со знакомства сотрудников лаборатории с жизнью школьного коллектива. В течение нескольких дней, а то и недель, они посещают учебные занятия, проводят беседы с учителями и администрацией. Основная задача - превратить учителей в союзников, помочь им осознать важность и необходимость предстоящей работы. Добиться этого нелегко. Во-первых, далеко не каждый учитель согласится взвалить на свои и без того перегруженные плечи еще одну обязанность. Во-вторых, любая школа, по мнению сотрудников лаборатории, похожа на маленькое королевство со своими законами, правилами и даже своим королем. Поэтому любое вмешательство извне, попытки перестроить жизнь такого «королевства» (даже с самыми благими намерениями) обычно вызывают настороженную реакцию. Для успешного же решения задач профилактики необходима единодушная поддержка всего коллектива, от директора до водителя автобуса и уборщика школь ной территории, по-нашему - дворника. Да, как ни покажется странным, обслуживающий персонал тоже может сыграть немаловажную роль при решении задач профилактики - заметить и сообщить воспитателю о «странном» поведении подростка, обнаружить, где в школе учащиеся могут использовать наркотики и т.п.

Средство от наркотиков - стиральная машина

Основной этап работы предполагает несколько направлений - работа с учениками, педагогическим коллективом, родителями. Прежде всего сотрудники лаборатории (их еще называют тренерами) стремятся сделать школу местом, привлекательным как для самих детей, так и для родителей. Ведь если ребенок хотя бы часть времени проводит в школе, под контролем взрослых, то возможность его приобщения к наркотикам резко снижается. Для этого используются весьма неожиданные методы. Так, в школе может быть организован пункт бесплатной раздачи еды, неимущим выдается одежда.

А в одной из школ сотрудники лаборатории обратили внимание на то, что ученики являются на занятия в грязной одежде. После этого в котельной школы была поставлена стиральная машина и устроена импровизированная прачечная. Любой школьник за 15-20 минут мог самостоятельно или с помощью технического персонала привести себя в порядок. Результаты не заставили себя долго ждать: уже через несколько дней посещаемость школы возросла втрое, а сотрудники лаборатории приобрели завидную популярность.

Не остается вне внимания и образовательный процесс. Вместе с учителями сотрудники лаборатории разрабатывают индивидуальные коррекционные планы, позволяющие отстающим освоить азы школьной программы на специально организованных учебных занятиях. Педагогов обучают приемам психологического «манипулирования», предотвращающим конфликтные ситуации на уроках и т.п.

Сотрудникам лаборатории удается найти эффективные решения и там, где учителя уже давно признали свое поражение. Так, в одной из школ учащиеся постоянно «бойкотировали» занятия по биологии. Ни смена преподавателя, ни смена программы не меняли ситуацию. Объяснялось же все очень просто - большинство школьников составляли этнические группы коренных жителей Америки (индейцы), среди которых убийство некоторых животных считается грехом. Курс биологии изобиловал как картинками препарированных зверей, так и предполагал их использование в качестве препаратов. Небольшая корректировка программы, исключение ряда тем, сделанное по совету тренера, помогли учителю биологии найти общий язык со школьниками.

Профессиональная подготовка

Большое внимание уделяется и профессиональной подготовке учащихся. Дело в том, что часть подростков по разным причинам вынуждены покидать школу. Они оказываются совершенно не подготовленными к самостоятельной жизни - без образования, не имея элементарных профессиональных навыков. Путь их предопределен - безработица, правонарушения и, как правило, наркотики. Поэтому в школах для «трудных» организуются специальные классы профессиональной подготовки. Сотрудники лаборатории, выясняя спрос на профессии, проводят «блиц-опросы» в ближайших мастерских, гаражах, парикмахерских, магазинах, кафе. В зависимости от этого определяется содержание обучения в профессиональных классах. Причем руководителям учреждений, где проводился блиц-опрос, предлагается сделать даже специальный «заказ» на конкретного специалиста. В этом случае учащемуся уже заранее гарантировано место работы. Для того, чтобы установить контакт с родителями, тренеры используют специальные методы привлечения. Простые приглашения для беседы или на лекцию об опасности наркотизации в таких школах не имеют никакого успеха. Необходимо, чтобы взрослые члены семьи ощущали реальную пользу от общения с представителями школы. Для этого создаются специальные консультационные пункты для взрослых, где родители могут получить юридическую, медицинскую, психологическую помощь. Перечислить все варианты гармонизации социальной среды учащихся, которые используют сотрудники лаборатории, практически невозможно - настолько они разнообразны. Соблюдается лишь одно непреложное условие - собственно антинаркогенная подготовка начинается только после того, как максимально полно оказываются решенными социальные проблемы учащихся.

* * *

Безусловно, система профилактики «по-чикагски» не может быть механически перенесена в российские школы. Однако ее изучение представляется целесообразным при создании отечественной модели.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Юрий Рудольфович Вишневский, Людмила Николаевна Боронина, Александр Яковлевич Пучков
Университетское управление. 1999.  № 3-4(10-11). С. 38-48. 
[Статья]
Т.В. Иванова
Социологические исследования. 1992.  № 7. С. 103-105. 
[Статья]
А.А. Габиани
Социологические исследования. 1992.  № 2. С. 78-83. 
[Статья]
Анна Олеговна Полтавцева
Социологические исследования. 2003.  № 4. С. 135-138. 
[Статья]
Александр Леонардович Арефьев
Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 97-105. 
[Статья]