Эксоцман
на главную поиск contacts

Начнем с познания себя. К вопросу о саморегуляции педагогов и руководителей школ

Опубликовано на портале: 02-09-2004
Директор школы. 1997.  № 6. С. 11-19. 
Тематический раздел:
Статья посвящена рассмотрению особенностей сложной профессии педагога, которую не отнесешь к тихим и спокойным, ведь она связана с ответственностью за судьбу, здоровье и благополучие детей. Ну а должность школьного директора предполагает двойную нагрузку - и профессионально-педагогическую, и управленческую, а это требует от него не только интеллектуальных и нравственных, но и огромных эмоциональных и физических затрат. К тому же директора в российских школах, как правило. женщины, и ко всему перечисленному надо добавить еще и обязанности матери, жены, хозяйки дома. Невольно возникает вопрос: за счет каких же ресурсов справляются они с такой ношей?

Профессию педагога не отнесешь к тихим и спокойным, ведь она связана с ответственностью за судьбу, здоровье и благополучие детей. Ну а должность школьного директора предполагает двойную нагрузку - и профессионально-педагогическую, и управленческую, а это требует от него не только интеллектуальных и нравственных, но и огромных эмоциональных и физических затрат. К тому же директора в российских школах, как правило. женщины, и ко всему перечисленному надо добавить еще и обязанности матери, жены, хозяйки дома. Невольно возникает вопрос: за счет каких же ресурсов справляются они с такой ношей?

Мы задавали этот вопрос многим руководителям школ в различных регионах страны. Вот наиболее типичные ответы: «Положение обязывает быть всегда в форме», «Четко планирую рабочее время», «Люблю дело, за которое взялся, потому и держусь», «Умению отдыхать и приводить себя в рабочее состояние».

А вот восстанавливают силы после трудного рабочего дня наши собеседники, как выяснилось, по-разному: кто-то переключается на другую деятельность, кто-то смотрит телевизор. Одним помогают музыка, чтение хороших книг, кинофильмы, общение с близкими людьми, друзьями, другим - прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, водные процедуры.

Словом, имеется множество способов восстановления сил, и это нормально, так как каждый человек уникален и находит свой путь поддержания себя в форме, но, к сожалению, большинство проделывает это неосознанно, стихийно, не задумываясь о том, что и в каком случае приносит ему желаемый результат. Все это возможно до того момента, пока не произойдет серьезного сбоя в физическом или психическом здоровье. Только тогда человек, как правило, начинает задумываться о причинах возникших у него проблем. Сегодня многие педагоги, испытывая постоянную усталость, повышенную эмоциональность, раздражительность, частые головные боли, видят причину такого неблагополучия но внешних обстоятельствах: изменившихся условиях труда, трудных детях и родителях, «отсутствии стабильности и стране. Атак как изменить эти обстоятельства они не могут, то и напряжение не спадает, и уже не срабатывают прежние способы восстановления. Отсюда - неврозы. депрессии, недовольство жизнью, работой. А неумение сознательно и целенаправленно управлять своим и состояния ми приводит к тому, что педагог становится дополнительным стресс-фактором, не только меняющим, но и разрушающим творческое общение с детьми.

Умение непрерывно меняться, или Два подхода к адаптации

Возможно ли избежать подобных исходов? Конечно, возможно, если использовать имеющийся у каждого из нас потенциал для обретения более гармоничного существования в постоянно меняющемся мире. Но как это сделать? Как адаптироваться к чему-то беспрерывно меняющемуся? Ответ здесь один: надо уметь непрерывно меняться!

Отсюда вовсе не следует, что человек должен, подобно хамелеону, менять окраску в зависимости от внешних обстоятельств. Под изменениями мы понимаем не подстраивание под кого-либо и подчинение чему-либо, а выработку (выращивание, развитие) еще не востребованных, но имеющихся в резерве функций, начинающихся со слова «само»: саморегуляция, самокоррекция, самоорганизация.

Адаптация может идти по двум направлениям. Можно, во-первых, ограничить свои потребности и возможности и тем самым уйти на более низкий уровень существования, потеряв в конечном итоге индивидуальность. Второе направление - выход на более высокий уровень развития через включение (использование) доселе неизвестных ресурсов к осознанию своей уникальности. На таком пути происходит как бы «оборот на себя»: человек стремится познать свои возможности и способности, умение адаптироваться, а это позволяет ему еще больше раскрыть и обогатить свою индивидуальность. Человеку от природы дана способность к саморегуляции, необходимая для того, чтобы сохранять свою целостность и равновесие на протяжении жизни. Вопрос в том, насколько мы умеем развивать и осознанно управлять природным потенциалом.

Развитие личности в этом направлении видится как движение от непроизвольной регуляции - к осознаваемой саморегуляции. Различают компенсаторную функцию саморегуляции, она направлена на восстановление нашею физического и психического потенциала до состояния прежней нормы активности. С ней мы чаше всего и имеем дело в повседневной жизни и условно называем ее самореабилитацией. Вот пример из школьной жизни. Учитель пришел на работу в плохом настроении - накричал на детей (сбросил отрицательные эмоции); не справился с дисциплиной в классе - выгнал нарушителей (убрал источник раздражения); получил неприятное замечание от завуча - пожаловался коллеге на его плохую работу (разделил с другим свою обиду). Во всех случаях произошла неосознаваемая самореабилитация, но в двух последних - за счет других людей. Наряду с компенсаторной существует другая, продуктивная функция саморегуляции. Она предполагает не только необходимость восстановления личности на прежнем уровне активности, потребует выхода за границы своей нормы, нахождения новых свойств, качеств, смыслов, обеспечивающих дальнейшее нормальное жизненное существование. Такая функция была необходима многим директорам школ в последние годы, когда кардинально менялась традиционная парадигма образования, предполагающая отказ от сложившихся стереотипов. Не всем удалось «без потерь» выйти на новый уровень профессионального становления. Некоторые вынуждены были уступить свое место более современным и мобильным коллегам, другие, хотя и остались в школе, испытывали чувство глубокой неудовлетворенности, не находя понимания со стороны коллег, родителей, детей. Неумение вовремя найти и использовать имеющиеся личностные резервы привело их к потере равновесия.

Как показывают результаты исследования, проводившегося среди учителей и родителей в различных городах России, большинство из них использует в своей жизни компенсаторную функцию саморегуляции, и лишь небольшой процент (всею восемь процентов из 200 опрошенных!) выхолили на уровень саморегуляции осознанной. продуктивной. Причина, на наш взгляд, в том, что проблемы личности, ее самопознания, само развития, самоосуществления долгое время не становились необходимой сферой нашей культуры. На людей, много лет проживших, можно сказать, рожденных и выросших в тисках унифицированного мировоззрения, жестко заданных идеологических и социально-психологических установок. обрушился шквал разнообразных. часто исключающих друг друга, но хорошо разработанных и технологически оснащенных систем, подходов, теорий по саморегулированию и совершенствованию личности. У людей, не испытывавших ранее потребности в познании себя, отсутствовали и представления о существующих в культуре образцах самосовершенствования личности, и они оказались не готовы к восприятию такого потока информации и не смогли сделать правильный выбор в пользу той или иной системы. Другие потерпели неудачу потому, что пытались добиться результата быстрым и неза тратным путем, игнорируя особенности социокультурного пространства, себя самого как личности и тою обстоятельства, что любая система требует терпеливой работы, самостоятельного освоения разработанных методов и приемов. Беседы с людьми, занимавшимися в различных школах (йога, цигун, ушу, системы голодания, личностного роста и др.) показали, что многие делали выбор по рекомендации знакомых, а не основываясь на собственных предпочтениях, и самым грудным для большинства из них оказалось то, что начинать надо было с познания себя, преодоления своих стереотипов, раскрытия своих природных ресурсов. А это далеко не просто. Все эти данные свидетельствуют о том, что имеющаяся у людей потребность в самосовершенствовании носит в большинстве случаев характер реабилитации - достижения равновесия с чьей-либо помощью. Конечно, реабилитация как поддержка необходима человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, но она всегда предполагает зависимость от внешних обстоятельств и носит временный характер. Неумеюший действовать самостоятельно человек обречен на незащищенность, тревогу, неуверенность. И только достижение самореабилитации как первого этапа развития саморегуляции обеспечивает перспективы обретения себя как личности, становящейся субъектом своей жизнедеятельности.

От реабилитации - к самореабилитации

Восстановление психофизического равновесия может происходить с разной степенью осознанности. Начало любого процесса самореабилитации - фиксация су шествующего ситуативного или повторяющегося неблагополучия (усталость, раздражение, неудовлетворенность собой и т.п.). Далее движение может развиваться по двум разным направлениям.

Первое - мы начинаем стихийно, либо на основе имеющегося у нас опыта искать выход с помощью собственных средств: отдых, самовнушение, договор с собой или с партнером, самоприказ и пр. Второе направление - мы стараемся восстановить равновесие за счет каких-либо внешних источников. Это может быть уход в идеологию, религию, дающий сильнейшие стимулы внутреннего регулирования, позволяющий обрести новый смысл жизни. В повседневной жизни это - обращение к врачу, социальному работнику, снятие напряжения с помощью алкоголя, транквилизаторов, наркотиков: выход отри нательных эмоций па близких или незнакомых людей. Формула жизни того, кто избрал первый путь: все, что происходит со мной, зависит от меня. Значит. я должен разобраться в себе и понять, что мне нужно делать. дабы изменить отношение к ситуации, приняв ее как данность. В этом случае человек становится субъектом своей жизнедеятельности и берет на себя ответственность за все в ней происходящее. Он психологически готов к тому, чтобы самостоятельно развивать у себя способность к саморегуляции. Формула жизни идущего по второму пути: вся моя жизнь зависит от различных обстоятельств; обстоятельства жизни таковы, что не дают мне возможности жить, как я хочу; я буду стремиться изменить обстоятельства. Таким образом, человек ставит себя и зависимость от обстоятельств - виноваты общество, время, в которое живем, начальник, неудачный брак и прочее - и оказывается в позиции страдающего и сопротивляющегося объекта, на которого воздействуют внешние силы. Такой человек готов лишь к тому, чтобы получить поддержку со стороны, то есть он ютов к реабилитации, но не к самореабилитации, а потому и застревает в своем развитии, предпринимая каждый раз мучительные поиски спасательною круга для выхода из зоны неблагополучия.

Дальнейшее движение, способствующее развитию самореабилтации. во многом зависит от степени осознанности процесса. У человека. зависимою от внешних обстоятельств, основным средством саморегуляции является защита. Он вы страивает как бы стену и живет за ней, отгораживаясь от неблагополучия и лишаясь многообразия богатства общения с различными сторонами бытия. А вот тот. кто выхолит на уровень активной личностной саморегуляции, не испытывает страха перед будущим, адаптируясь к любой жизненной ситуации, включая -экстремальные.

Высокий уровень саморегуляции - это развитая способность использовать свои собственные ресурсы. При этом мы исходим из того, что ресурсы любого человека практически неограниченны, ион может научиться вырабатывать сугубо индивидуальный механизм обращения к ним. Человек, поверивший в неограниченность своих ресурсов, начинает процесс постоянною самосовершенствования, остановить который практически невозможно. Но происходит это лишь тогда, когда он, во-первых, искренне и глубоко верит вспои (и вообще человеческие) ресурсы, а во-вторых, знает особенности физического и психическою развития, обладает навыками управления различными состояниями и использования своего потенциала. А еще - если у него есть воля, ибо процесс совершенствования должен быть планомерным и целенаправленным.

Основные направления саморегуляции

На наш взгляд, саморегуляция идет но следующим основным направлениям:
1. Выработка гуманистической позиции по отношению к себе самому, когда возникает осознание значения своей личности, своего «Я» и того факта, что каждый человек (вне зависимости от возраста. профессии, образования) пребынает в постоянном развитии.
2. Приобретение базовых знаний, представлений о человеческих возможностях вообще и своих возможностях, в частности. Сами по себе знания нейтральны, они только тогда служат человеку, когда включаются в систему его мировоззренческих представлений и ценностных ориентации. Если человек придерживается материалистических взглядов, то для него привычными являются физические осязаемые процессы, а душа и тем более дух представляются чем-то неведомым, ирреальным. И ему бессмысленно читать литературу по восточной философии, где излагается концепция самосовершенствования. А вот когда ведущим становится процесс духовного осмысления, человек ищет в море знаний все, что дает возможность совершенствовать себя через взаимодействие духовного и физического.
3. Актуализация личностных ресурсов: «Что дано именно мне, что у меня сильнее, что слабее, какие возможности я хочу в себе раскрыть, что я в себе еще не знаю». Для выявления этих ресурсов важно помочь человеку овладеть способами самоисследования, которые довольно обширно представлены в отечественной и зарубежной литературе. А еще очень важно осознание «множественности» человеческой личности, в которой нет ничего «лишнего», «ненужного», все во благо, просто в обыденной жизни это множество подавлено жесткими стереотипами. Такое осознание дает возможность максимально использовать присущие всем нам самые разные потенциалы.
4. Развитие рефлексивной способности - постоянного переосмысления своего и чужого позитивного и негативного жизненного опыта и выработка механизма творения собственной жизни, ее смысла. Надо ли учить педагогов первоначальным навыкам саморегуляции? Думается, надо, только так мы поможем им выработать в дальнейшем и свою индивидуальную систему. Попробуем очертить круг этой учебы. Наряду с общеличностными умениями, такими, как овладение приемами самонаблюдения и самоанализа, способность влиять на собственные установки и уметь их вырабатывать, контроль и направление своих эмоциональных и поведенческих реакций, педагог, на наш взгляд, должен обладать такими специфическими качествами, как помехоустойчивость, то есть умение работать в постоянно меняющейся и многоликой аудитории: умение распознавать и оценивать ситуацию, увидеть истинные причины возникших событий или, во вся ком случае, пытаться их найти, построить возможные варианты решения и с достоинством выйти из конфликтной ситуации. Последнее не значит, что он должен сразу найти выход из возникшей ситуации, надо лишь суметь отключиться на время от нее, уйти от отрицательных эмоций, возникших в связи с этим, чтобы продолжать свою работу с детьми и не переносить на них возникшие проблемы.

Требуется педагогу и умение быстро восстанавливаться, переключаться, используя возникающие в процессе работы паузы (на уроке, на перемене) для отстранения от прошедших событий, восстановления затраченной энергии и подкрепления ее новой. Педагогу, находящемуся в постоянно меняющейся ситуации, работающему с самыми разными детьми, необходимо и умение приводить себя в творческое состояние. Важно передавать приобретенные навыки саморегуляции своим ученикам. Разумеется, лишь в том случае, если сам хорошо владеешь ими и являешься своего рода образцом, у которого дети много перенимают в непосредственном общении. Вот для приобретения всех этих умений и важно начать работу по развитию саморегуляции, помня, что без глубинного осознания человеком необходимости изменения, выработки осознанной установки на такую работу внутри себя все наши попытки не дадут должного результата.

Если мы хотим обрести равновесие

Группа директоров школ прошла обучение по программе «Обретение равновесия». Вместе с научными сотрудниками Института педагогических инноваций они составили памятку педагогу, решившему заняться саморегуляцией. Познакомьтесь с ее основными положениями.
• Способность к саморегуляции дана человеку от природы, и важно, осознав это, развивать такую способность, дабы обрести равновесие и гармоничное отношение с миром и самим собой. Саморегуляция основана на умении человека восстанавливать израсходованный физический и психический потенциал, открывать новые возможности и ресурсы.
• Профессия педагога связана с большими затратами физической, интеллектуальной и психической энергии, и овладение способами саморегуляции необходимо ему для управления своими состояниями, возможностью разрешать проблемные и конфликтные ситуации, обретать новые смыслы в кризисные периоды своей жизни.

Саморегуляция дает педагогу познание себя, своих возможностей, умение управлять ситуацией, сохранять свою индивидуальность. Благодаря ей мы меньше зависим от внешних обстоятельств и обретаем силу, преодолеваем страх.
• Саморегуляция - это опора на себя самого (от меня зависят успехи и неуспехи в моей жизнедеятельности) и постоянный поиск новых возможностей, способов деятельности и отношений.
• Процесс развития саморегуляции начинается с формирования отношения к себе. Надо принять себя таким, какой ты есть, обрести любовь к себе, признав собственную уникальность Затем - формирование отношения к другим, признание их уникальности и нахождение в себе качеств, помогающих понять мнение, точку зрения, поведение другого.
• Надо изучить свои предпочтения, реакции, состояния в различных жизненных обстоятельствах, ситуациях, отрезках времени, исследовать свой характер, особенности его проявления в различных сферах деятельности (работа, семья, досуг и пр.), постоянно наблюдать за работой своего организма.
• Осознание необходимости восстановления (самореабилитация) требует от нас поиска собственного алгоритма достижения равновесия, который складывается как на основе знания собственных способов восстановления, так и знакомства с другими средствами, имеющимися в культуре (западной и восточной). Надо выбрать именно то, что подходит тебе и принимается тобой. Восстановление себя за счет другого -тупиковый и непродуктивный путь, ведущий к раздражению, агрессии, «поискам виноватого». Такие стихийные способы достижения равновесия, как правило, неосознаваемы и не способствуют улучшению отношений с окружающими.
• Какие взгляды помогают нам достичь психического равновесия? Все проблемы во мне самом. Все зависит от моего отношения к происходящему.

Внутреннее равновесие проистекает не из желания изменить других, а от принятия их такими, какие они есть.

Все, что мы можем изменить, - это наше восприятие мира, восприятие окружающих, восприятие самого себя.

Важно перестать тревожиться и научиться жить сейчас. Научитесь прощать - это позволит вам избавиться от многих проблем.

Необходимо избавляться от страха и предпочесть любовь страху. Тогда мы сможем изменить природу наших отношений с другими людьми(1).

Педагог, научившийся осознанно управлять своими эмоциональ-ными состояниями, достигнет большего успеха в своей работе.

_________________________________
1) Использованы материалы Дж. Джам-польски «Любовь побеждает страх». - М.: Профиздат. 1992.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Эрнст Натанович Гусинский, Юлия Иосифовна Турчанинова
Директор школы. 1998.  № 7. С. 3-8. 
[Статья]
Е. Ю. Кучеренко
Директор школы. 2002.  № 5. С. 10-15. 
[Статья]
Татьяна Васильевна Фролова
Директор школы. 2001.  № 5. С. 64-71. 
[Статья]
Валентина Ивановна Федорова
Директор школы. 1997.  № 3. С. 44-49. 
[Статья]
Т. К. Анохина
Директор школы. 1995.  № 4. С. 55-62. 
[Статья]
Галина Николаевна Загородникова, Александр Евгеньевич Рябов
Директор школы. 2001.  № 9. С. 15-25. 
[Статья]
Наталья Васильевна Немова
Директор школы. 1998.  № 6. С. 23-29. 
[Статья]