Эксоцман
на главную поиск contacts

Шанс для "трудных" подростков

Опубликовано на портале: 06-08-2004
Директор школы. 1995.  № 5. С. 62-65. 
Тематический раздел:
Время бить тревогу: растет число детей и подростков, бросивших школу либо находящихся на грани этого. Покидают школьные стены в основном учащиеся 5-9-х классов. В чем причины такого резкого «отсева»? Их множество. Во-первых, решающую роль играет общая тревожная ситуация в социальной сфере страны; проблемы общества захлестывают и школу. Во-вторых, у подростка появилась реальная возможность заработать деньги (порой немалые), а отсюда - стремление к «полной» независимости, в том числе и от школы. В-третьих, свою «лепту» вносят и педагоги. Их все больше привлекает работа с талантливыми детьми (что само по себе явление нормальное), но при этом без внимания остаются все остальные. Курс на одаренных и благополучных держит и частная школа. К тому же какие-либо отработанные и известные широкой учительской массе технологии работы с неблагополучными учащимися отсутствуют. Психологическая служба школ слаба. В-четвертых, учебные заведения, обретя известную самостоятельность и независимость от муниципальных органов управления, стремятся «избавиться» от сложных подростков, ибо умеющих работать с такой категорией раз-два и обчелся. Да и никто не определил сегодня, что «дешевле» и что «дороже»: держать «трудного» насильно в классе или же освободиться от него, избавив от издевательств и глумления и учителя, и одноклассников? И, наконец, нельзя не сказать о крайне низком уровне медицинского сопровождения ребенка в школе. А ведь подавляющая часть этих детей имеет проблемы здоровья.

Время бить тревогу: растет число детей и подростков, бросивших школу либо находящихся на грани этого. Покидают школьные стены в основном учащиеся 5-9-х классов. В чем причины такого резкого «отсева»? Их множество.

Во-первых, решающую роль играет общая тревожная ситуация в социальной сфере страны; проблемы общества захлестывают и школу.

Во-вторых, у подростка появилась реальная возможность заработать деньги (порой немалые), а отсюда - стремление к «полной» независимости, в том числе и от школы.

В-третьих, свою «лепту» вносят и педагоги. Их все больше привлекает работа с талантливыми детьми (что само по себе явление нормальное), но при этом без внимания остаются все остальные. Курс на одаренных и благополучных держит и частная школа.

К тому же какие-либо отработанные и известные широкой учительской массе технологии работы с неблагополучными учащимися отсутствуют. Психологическая служба школ слаба.

В-четвертых, учебные заведения, обретя известную самостоятельность и независимость от муниципальных органов управления, стремятся «избавиться» от сложных подростков, ибо умеющих работать с такой категорией раз-два и обчелся. Да и никто не определил сегодня, что «дешевле» и что «дороже»: держать «трудного» насильно в классе или же освободиться от него, избавив от издевательств и глумления и учителя, и одноклассников?

И, наконец, нельзя не сказать о крайне низком уровне медицинского сопровождения ребенка в школе. А ведь подавляющая часть этих детей имеет проблемы здоровья.

Методы административного воздействия на этот счет (приказы органов управления образованием, представления прокуратуры и т.п.), увы, уже не действуют. Есть ли какой-нибудь выход? Думается, есть! Вот что осуществили в Ленинском районе Самары.

Район этот расположен в центре города, невелик по размерам (около 80000 жителей, 10 школ). В начале 90-х годов имел устойчивую тенденцию к росту «отсева» (и, как следствие, числа правонарушений среди школьников).

Три года назад решили при вечерней сменной школе № 4 открыть отделение социально- педагогической поддержки. Школа и РОНО подготовили пакет соответствующих документов, штатное расписание с разработанным функционалом, расчет по финансированию, набор программ, учебный план для 7-9-х классов (далее он был дополнен планом 10-11-х классов). Была начата разработка концепции отделения. Удалось решить вопрос о системе доплат педагогам и администрации, о материальной поддержке учащихся (большинство из них - из социально незащищенных семей).

Основная идея заключалась в том, чтобы вывести часть неблагополучных подростков из общеобразовательных школ, и, создав здесь необходимые условия, попытаться перевести их на другой уровень за счет психологической адаптации. Для этого в программу обучения были введены специальные курсы «Основы жизненного самоопределения», «Познай самого себя», «Основы выбора профессии», «Я и моя семья» и другие.

Явная запущенность учащихся потребовала изменить содержание основных курсов. Были произведены перестановки учебных тем, изменено количество часов. Ряд тем перенесли из класса в класс. Значительно расширили количество часов на повторение. В ряде случаев пришлось пойти на создание для некоторых учащихся индивидуальных планов с реализацией их за счет включенных в учебный план часов на индивидуальные занятия. Расчет был в том, чтобы к исходу 9-го класса основа программы неполной средней школы была бы реально усвоена. Па первом этапе стремились прежде всего «оторвать» учащихся, не имеющих установки на обучение, отличающихся асоциальным поведением, от их прежней среды. Предложили широкий выбор досуговых форм деятельности (основу составляют спорт, дела, связанные с возможностью реализовать себя, а главное - попробовать свои силы в возможно большем числе видов деятельности). Серьезное внимание уделено проблеме овладения ремеслом. Часть этой работы осуществляется с использованием часов тpyдового обучения, а часть - через досуг.

В связи с особенностями контингента перед педагогическим коллективом первоначально встали две основные задачи: адаптация учащихся к учебной деятельности и социализация.

Разработаны критерии и но рядок приема в отделение. Это позволило по-иному взглянуть на систему работы школ района с такими учащимися, выявить проблемы и обратить на них серьезное внимание администрации школ, создать систему противовесов, дабы не допустить массового «вызревания» этой категории и далее.

Класс формируемся в количестве 10 человек Опыт показал, что зачисление в этот класс в течение всего периода обучения новых учеников, как правило, резко нарушает сложившийся баланс отношений и выводит систему из равновесия. Целесообразнее открыть дополнительный класс, формируя новый коллектив с новыми отношениями, чем дополнять существующие группы.

Тщательно подбирались педагоги. Кто-то не смог работать по личностным данным, другие не выдержали трудностей, третьим было просто отказано. Педагоги прошли тестирование, которое периодически повторяется. В основу их работы положен принцип «каждодневного создания ситуации успеха для каждого подростка». Активное использование методики коллективной творческой деятельности позволяет учащемуся испытать себя (в отличие от прошлой школы, где он чаще был изгоем) в роли лидера, активного участника дела. Особенно важна роль социального педагога, являющегося координатором отношений в разных уровнях («дети-дети», «дети-взрослые», «дети-ролители»).

Специфична и работа с родителями. Почти не практикуются родительские собрания, вес сосредоточено на индивидуальном общении с каждой семьей. Координация этой работы возложена на специального заместителя директора. Результат: до 80% родителей, по данным психологов, восстановили связи со школой (не нужно рассказывать о том, каковы они были раньше).

Все это обеспечило формирование нового уровня отношений как среди учащихся, так и среди учителей. Школа вступила в режим развития, выросла численно, пришли новые молодые, талантливые педагоги. Сменился и уровень вопросов, которые волновали педагогический коллектив. Проводятся педагогические консилиумы, тренинги для педагогов, спецсеминары.

Отделение выросло численно более чем вдвое; сейчас здесь 186 учащихся. Выросла и его популярность. Не секрет, что эта школа (как и другие, ей подобные) ранее была местом «ссылки» неблагополучных. Сейчас о ней знают как об учебном заведении, где помогают заново встать на ноги. И просьбы о приеме нередки.

Фактически произошло изменение самой школы, она все более и более приобретает характер социального приюта, где на первое место выдвигается задача реабилитации личности подростка. Опасения, а не даст ли концентрация такого количества неблагополучных подростков вспышку правонарушений, к счастью, не оправдались. Результат свидетельствует об обратном. Пропуски уроков - единичны. Отсев по мотивам конфликта или несогласия с формами деятельности имел место только дважды. Первый выпуск в 9-м классе показал, что можно попробовать и большее. Так появился и 10-й класс, набранный из своих же выпускников. Год работы с ним оправдал ожидания: подростков действительно удалось перевести на другой уровень, создать для них возможность следующего шага. А многим из них такая поддержка просто необходима.

Мы далеки от идеализации этого опыта, но в целом, нам кажется, «трудным» детям удалось дать еще один шанс на то, чтобы их жизнь состоялась.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Социологические исследования. 1991.  № 6. С. 134-139. 
[Статья]
О.С. Осипова
Социологические исследования. 1998.  № 9. С. 106-109. 
[Статья]
Татьяна Геннадьевна Татидинова
Социологические исследования. 1993.  № 3. С. 50-54. 
[Статья]
В.В. Кривошеев
Социологические исследования. 2004.  № 3. С. 93-97. 
[Статья]
Социологические исследования. 1991.  № 1. С. 135-141. 
[Статья]