Эксоцман
на главную поиск contacts

Степень свободы выбора. Заметки о дифференцированном обучении

Опубликовано на портале: 06-08-2004
Директор школы. 1995.  № 5. С. 74-77. 
Тематический раздел:
Не утихают споры о том, какой быть нашей российской школе сегодня. Возникло большое количество инновационных учебных заведений - лицеи, гимназии, колледжи, реальные училища. Но всегда ли они оправдывают свое название? Разумеется, где-то экспериментируют, ищут, находят эффективные пути обучения, а где-то просто прикрывают яркой вывеской старое содержание. Поиски новых подходов к обучению происходят и в западных странах. Многое из имеющегося там опыта представляет интерес и для наших педагогов.

Не утихают споры о том, какой быть нашей российской школе сегодня. Возникло большое количество инновационных учебных заведений - лицеи, гимназии, колледжи, реальные училища. Но всегда ли они оправдывают свое название? Разумеется, где-то экспериментируют, ищут, находят эффективные пути обучения, а где-то просто прикрывают яркой вывеской старое содержание. Поиски новых подходов к обучению происходят и в западных странах. Многое из имеющегося там опыта представляет интерес и для наших педагогов.

Школа в Билефельде

Вот, к примеру, экспериментальная школа в германском городе Билефельде. В этом, насчитывающем уже два десятилетия учебном заведении учителя совместно с учеными тоже ищут пути совершенствования учебного процесса.

Учащиеся старших классов здесь распределены по группам, каждая имеет красочное название, постоянные помещения для занятий. Часто занятия проводятся под открытым небом.

Процесс обучения в этой школе имеет существенные отличия от сложившейся в Германии образовательной системы. Так, нетрадиционно проходят уроки иностранных языков (английского и французского). Учительница французского языка разыгрывает с учениками маленькие сценки из спектаклей, справедливо считая, что при этом школьники заучивают гораздо больше слов, да и сам процесс их увлекает сильнее, нежели «скучный» урок.

В другой группе, собрав иллюстрированный материал и тексты о различных регионах Франции, оформили большую стенгазету. Газету вывесили в длинном коридоре, связывающем все учебные помещения, его в шутку называют «школьной улицей».

Темы уроков часто определяют сами школьники. И предметом обсуждения становятся то скандал вокруг поп-звезды Майкла Джексона, то глобальные катастрофы. А вот темой нескольких уроков английского языка стала поездка в Англию. После трехнедельного пребывания на Британских островах все участники поездки написали путевые заметки. Примечательны строки одной ученицы об английской школе: «Долгое время в такой школе я не выдержала бы: очень шумно, слишком строгие учителя, такая система подавляет». Учитель, просмотрев дома эти работы, на уроке отметил их сильные и слабые стороны, а затем провел индивидуальные собеседования: одному он еще раз объяснил употребление форм прошедшего времени, другому - правила употребления прилагательных и наречий.

В школе поощряют интерес к самым разным областям знаний, но к занятиям никого не принуждают. Все - на добровольной основе. Не случайно девиз школы в Билефельде гласит: «Кто не хочет - не должен». Основа дифференциации здесь - интерес и выбор самого учащегося.

Московская гимназия

Практика создания групп учащихся, работающих по разным учебным планам и программам, получила распространение и в инновационных учебных заведениях России. Вот другой пример - московская гимназия № 1530 «Школа Ломоносова».

В V-VIII классах проводится диагностика учащихся с применением различных психолого-педагогических методов, позволяющих составить комплексную оценку уровня развития личности, знаний по предметам, желаний и стремлений.

После восьмого класса школьники распределяются по направлениям обучения. В гимназии имеются классы с профильным изучением предметов естественно-математического, естественнонаучного и гуманитарного циклов. Основанием для их комплектования служат специально разработанные кафедрами гимназии правила отбора. Наряду с желаниями учащихся и их родителей учитываются способности, определяемые текущими оценками и результатами экзаменов по общеобразовательным предметам. В этих классах, независимо от сложившихся специализаций, образуются группы, работающие по разным учебным планам и программам по таким предметам, как иностранный язык, мировая художественная культура. Так те, кто углубленно осваивают математику и физику, но испытывают трудности с иностранным языком, изучают его по программе общеобразовательной школы. Учащиеся профильных классов с предметами естественнонаучного цикла включаются во временные группы для совместного изучения или более глубокой проработки предметов гуманитарного цикла: мировая художественная культура, история, английский, французский, немецкий языки (по выбору).

Кстати, методы их преподавания схожи с вышеописанными, германскими. Учительница французского ставит со своими учениками спектакли, а результатом поездки в Париж стал коллективно составленный дневник путешествия. «Англичане» же с удовольствием участвуют в сценах из спектакля по «Приключениям Тома Сойера», поставленного, естественно, на языке оригинала.

Две школы: сходство и различия

Немало общего в этих школах, германской и российской, и в преподавании других предметов, и в целом в организации учебного процесса. И тут, и там учащиеся могут сказать: «В наших школах больше свободы». Но степень этой свободы, как увидит читатель, разная. Общее - это учет индивидуальных особенностей учащихся, их желаний, стиль взаимоотношений между учителем и учащимися. Но есть и существенные принципиальные различия, характерные не только для этих учебных заведений, а для методологии построения дифференциации образовательного процесса.

Немецкий подход отличается более легким, «игровым» началом, базирующимся на интересе и выборе самими учащимися сложности и содержания обучения. Для российского варианта характерна более сложная и научно проработанная психолого-педагогическая система диагностики. Правда, надо признать, порой ребенок оказывается за рамками этого процесса, так как еще не знает, что ему интересно и что именно выбрать для индивидуального изучения.

Мы не можем заявить, что учащиеся старших классов наших инновационных учебных заведений полностью свободны в выборе предметов, хотя, например, гимназия предлагает им довольно большое информационное пространство, представленное такими предметами, как философия, психология, риторика, латинский язык. Но, выбрав в начале учебного года предмет и утратив к нему интерес, учащийся обязан все же заниматься им, посещая уроки, по крайней мере, до конца учебного года, так как это связано с учебной нагрузкой преподавателя. Поэтому понятие свободы для учащихся экспериментальных школ Германии и России различно. Ученик российской школы вправе сказать: «Я уже не хочу, но я должен».

Есть различия и в позиции педагога. Если немецкий учитель стремится «стать ненужным» ученику, и это является «вершиной» его педагогической деятельности, то в российской школе учитель до последнего звонка старается чему-то еще научить своего питомца, что-то еще ему преподать.

* * *

Не будем давать оценку этим отличиям, ведь традиции и культура каждого народа привносят в систему образования свои характерологические особенности. Хотелось бы услышать мнения коллег относительно изменений опеки учащихся старших классов в наших школах, даже самых лучших. Может быть, стоит учесть опыт наших зарубежных коллег по построению более раскованной и гибкой образовательной системы, ориентированной на самообразование? Научить всему мы в школе все равно не сможем. Наверное, стоит научить учиться.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Марк Матусович Поташник
Директор школы. 1995.  № 2. С. 38-34. 
[Статья]
Татьяна Фёдоровна Новикова
Директор школы. 1994.  № 2. С. 48-53. 
[Статья]
Азер Гамидович Эфендиев
Курьер образования. 1997.  № 3.
[Статья]
И. Лаптева
Директор школы. 1996.  № 3. С. 60-66. 
[Статья]
Chris Osborn
Внешнеэкономические связи. 2004.  Т. 11. № 11. С. 82-85. 
[Статья]