Эксоцман
на главную поиск contacts

Аттестация учителей независимой экспертизой. Содержание и процедуры

Опубликовано на портале: 05-08-2004
Директор школы. 1994.  № 2. С. 17-26. 
Статья посвящена различным вопросам процедуры аттестации педагогических работников. Рассмотрены вопросы аттестации на различные квалификационные категории: содержание, процедура, оценка.

Аттестация на первую категорию (нижнюю).
Содержание. Предметное содержание школьного курса повышенного уровня (соответствующее оценке "отлично" для школьника).
Процедура. Экзамен продолжительностью 4-6 часов (3-5 заданий), предполагающий возможность устного собеседования с аттестуемым, если он того желает в случае несогласия с решением комиссии.

Аттестация на вторую категорию.
Содержание. Предметное содержание школьного курса с методическими комментариями. Методика обучения (педагогическая технология) применительно к данному предмету.
Процедура. Экзамен продолжительностью 4-6 часов (1-2 задания по предмету с методическим комментарием и три задания по методике с предметным наполнением).
Схему методического комментария к задаче по предметному содержанию мы приводим ниже. Задания по методике выбираются комиссией из второго раздела этого задачника. В соответствии с принципом открытости аттестационных материалов, учитель может в любое удобное время ознакомиться с ним, однако следует иметь в виду, что здесь содержатся только заготовки задач. Конкретные данные (темы, иллюстрации, тексты и т.д.) вносятся комиссией по каждому предмету накануне экзамена в соответствии с действующими программами.
Вопросы аттестации учителей на вторую категорию мы рассмотрим более подробно, поскольку считаем этот материал более значимым.

Аттестация на вторую категорию. Технология обучения. Предметно-независимый технологический задачник.
Данные задания могут быть использованы как задания на вторую категорию. Характер заданий позволяет использовать их при аттестации по различным предметам.

А. СХЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО КОММЕНТАРИЯ К ЗАДАЧЕ ПО ПРЕДМЕТНОМУ СОДЕРЖАНИЮ.

Задача выбирается комиссией из задачника для первой категории.

1. Для какого класса, темы применяется (может применяться) данное упражнение (задача), в основном курсе или в факультативном?

2. Для какого уровня содержания (общекультурный, прикладной, профессиональный) и какого уровня освоения предмета (минимальный, общий, продвинутый) может использоваться данная задача (упражнение) и почему?

3. Какие трудности может встретить ученик соответствующего возраста и уровня обучения при его/ее решении? Как построить систему профилактических и коррекционных упражнений для работы с этими трудностями? Предложите систему таких упражнений и объясните целесообразность каждого включенного в него упражнения (задачи).

4. Какие методические трудности могут возникнуть у учителя при использовании этой задачи (упражнения)? Предложите формы, методы и средства для их преодоления. Объясните рациональность Вашего выбора.

5. Какие черты психологического портрета ученика соответствующего возраста и уровня обучения препятствуют ему в работе с этой задачей? Предложите и попытайтесь обосновать способы преодоления этих препятствий.

Б. ЗАДАЧИ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ.

Предметное наполнение осуществляется комиссией на основе действующих программ. Для этого пропуски в тексте задач, обозначенные символами подчеркивания, заполняются конкретными темами, заданиями, текстами и т.д.

1. Объясните на "бытовом" языке сложный термин предметной области:..........
(Например, "архитектоника" из географии).

2. "Бытовой" термин предметной области .….......... объясните научно для сильного ученика. (Например, "относительность" из физики).

3. Преобразуйте текст ..….......... учебного пособия в расчете на изложение его в
а) слабом,
б) среднем,
в) сильном,
г) очень сильном классе.

3.1. То же задание в классе:
а) где предмет изучается как элемент общечеловеческой культуры;
б) где предмет изучается как прикладной;
в) где этот предмет профильный.

4. Опишите необходимый комплекс ТСО для изложения темы ......... (вплоть до сценариев и макетов).

5. Предлагаемое комиссией графическое наглядное пособие (ЛОС, плакат, схема и т.п.) выполнено с нарушением психологических, дидактических, кибернетических принципов (не обязательно всех сразу). Найдите эти погрешности и исправьте их; дайте обоснованное заключение о применении этого исправленного пособия на Ваших уроках или о причинах отказа от него.

5.1. Постройте наглядную графическую модель (плакат, схема, ЛОС, ...), способствующую изложению материала темы ..........

6. Опишите образ классной доски после окончания изложения материала по теме .............

7. Проведите демонстрационный эксперимент к уроку по теме ......... (необходимое оборудование подберите из предлагаемого комиссией). Дайте методический комментарий к этой демонстрации.

8. Проанализируйте учебные материалы (нормативные тексты, требования программы, систему задач и др.) по теме .........:
- постройте систему целей и мотивов;
- спланируйте результаты обучения на языке конкретных умений;
- постройте систему учебных задач, отражающую имеющиеся цели и элементы учебного процесса (для фронтальной работы, индивидуальных заданий, текущего контроля и т.д.);
- продумайте и реализуйте план, формы, методы изучения с учащимися нового материала;
- продумайте и постройте план блока уроков для изучения текущей темы программы;
- оцените возможные ошибки учеников и постройте систему как профилактических, так и коррекционных действий;
- постройте систему контроля за результатами обучения в течение блока уроков и на выходе из него;
- организуйте самостоятельную работу учащихся. 9. Проведите логико-дидактический анализ нормативных текстов (текста учебника) по теме ...........:
а) системы понятий,
б) системы фактов - теорем, законов и т.д. Результаты представьте в виде таблиц, графиков, схем и т.д. Сделайте выводы.

10. Опишите структуру межпредметных связей темы ..........
Какие формы изучения нового материала Вы считаете целесообразными для этой темы? Подготовьте план блока уроков.

11. Опишите систему внепредметных (практических, прикладных) связей материала темы ............ приведите примеры.

12. Проанализируйте задачный (вопросный) материал темы ...........по содержанию и структуре действий учащегося.
Распределите задачи по целевому назначению:
а) для фронтальной работы в классе;
б) для домашнего задания;
в) для самостоятельной работы в классе;
г) для индивидуальных заданий;
д) для повторения;
е) для контрольных и проверочных работ. Объясните причины включения каждой задачи в ту или иную группу.
Эти задания предназначены для проверки умения анализировать учебные материалы. При анализе системы понятий необходимо выделить:
- наиболее сложные для усвоения понятия данной темы;
- понятия вспомогательные, то есть вводимые в этой теме только для того, чтобы обеспечить введение
более сложных понятий, а самостоятельного значения не имеющие;
- производные понятия, предназначенные для закрепления основных или расширения поля задач;
- ранее изученные понятия, которые необходимо повторить, чтобы успешнее ввести новые.

13. Подберите или составьте полную систему упражнений, охватывающую все случаи целевого назначения по теме .............
К каждому случаю дайте пояснения. Докажите полноту построенной системы задач.

14. Постройте цикл из 5-10 упражнений (заданий, задач) по теме ......... для:
а) слабых,
б) сильных,
в) средних учеников.

15. Планируется коллективное решение задачи (выполнение упражнения):......... (условие) по теме ............ Сформулируйте вспомогательные задачи (вопросы), если они нужны, с помощью которых учащиеся осмыслят задачу (упражнение), выделят основные данные конфигурации и построят план решения.
Дайте образец записи решения. Дайте методическую характеристику этой задаче(упражнению).

16. Дано задание обязательного минимального уровня: .............. Составьте несколько аналогичных заданий. Преобразуйте их в задания общего и продвинутого уровней. Разверните этот цикл задач в задачный комплекс на основании единства фабулы или единства метода решения.

В этих трех заданиях проверяется умение строить свою систему задач (упражнений). Полная система задач (упражнений) должна удовлетворять ряду требований, среди которых назовем шесть.
- Полнота охвата обязательного материала, то есть наличие задач (упражнений), закрепляющих изученные понятия (на подведение под понятие, идентификацию, различение, аналогию и так далее), факты (репродуктивное применение изученной информации, алгоритмов).
- Наличие ключевых задач(упражнений), то есть задач, результаты которых используются при решении других задач (как по содержащемуся в задаче факту, так и по применяемому для ее решения методу).
- Возрастание трудности, что означает наличие задач (упражнений) от самых простых репродуктивных до весьма трудных вариативных (креативных) по каждому существующему элементу изучаемого материала.
- Целевая достаточность. В системе должно быть достаточно и простых задач (упражнений), используемых для тренажа в классе и дома, аналогичных задач (упражнений), используемых для закрепления методов решения, задач (упражнений) для индивидуальных заданий разного уровня, заданий для самостоятельной, в том числе исследовательской, деятельности учащихся, задач, обеспечивающих систему контроля как текущего на всем протяжении блока уроков, так и итогового.
- Целевая ориентация, понимаемая следующим образом:
для каждого задания в системе должно быть определено ее место и назначение в блоке уроков.

17. Составьте для проверки (ода обучения по теме ...............
а) диктанты,
6) систему коротких срезовых работ на блок уроков,
в) итоговую контрольную работу.
Объясните целесообразность каждой включенной в них задачи.

18. Подготовьте контрольное задание, позволяющее проверить степень усвоения материала ................ учениками:
а) минимального,
б) общего,
в) продвинутого уровней.

Одна из важных гарантий успеха обучения - обеспечение непрерывной обратной связи, которая реализуется через систему контроля. В этих заданиях проверяется умение построить систему контроля. От учителя ожидается, что в диктанты и срезовые коротенькие работы (на 5-15 минут) он включит задания на все основные понятия, отраженные в обязательных результатах обучения. Контрольная работа для проверки результатов обучения по всей теме должна отвечать по крайней мере трем требованиям:
- полнота охвата обязательного программного материала;
- дифференцирующая способность, то есть четко видимые различия между заданиями, отвечающими той или иной оценке;
- ясные критерии оценки для каждой задачи и работы в целом. Конечно, работа должна быть построена так, чтобы укладываться в отведенное для нее время.

19. Сформулируйте учебную проблему, спланируйте деятельность учащихся и управляющие воздействия учителя при проблемном изучении темы ............:
а) в пропедевтическом курсе предмета,
б) в систематическом курсе предмета.

20. Найдите или придумайте 6-8 доказательств утверждения ......... Дайте им методическую оценку: какой материал должен быть изучен предварительно и как должен строиться курс геометрии, чтобы каждое доказательство могло быть применено; какие преимущества и какие недостатки в дидактическом плане имеет каждое доказательство; как лучше построить уроки? Как этот вопрос отражен в действующих учебниках?

21. Составьте конспект урока по обучению решению задач, на основе эффекта Зейгарник (эффекта незавершенного действия).

22. Составьте план урока по теме ................ в форме:
а) лекции,
б) эвристической беседы.

23. Составьте конспект урока ........... на основе метода сопоставления (противопоставления).

24. Из четырех явлений: сопоставление, припоминание, незавершенное действие, проблемная ситуация - выберите то, которое Вы считаете наиболее подходящим для использования при подготовке урока ................. Продумайте форму и структуру урока и сформулируйте его идею.

25. Спланируйте урок ..................... в форме:
а) самостоятельной работы учащихся,
б) семинара.

26. Подготовьте:
а) практическую работу................
б) лабораторную работу.......................

27. Напишите фрагмент урока ................ в форме:
а) репродуктивной, эвристической, проблемной беседы,
б) объяснительно-иллюстративной, проблемной лекции,
в) модельной самостоятельной работы с компьютером,
г) объяснительно-иллюстративного, эвристического семинара.

28. Подготовьте задание на самостоятельную работу с учебником по теме....................

29. Поставьте задачу и дайте методические указания сильному ученику на самостоятельное исследование какой-либо проблемы по курсу (теме)......................
Эти задания предназначены для проверки владения формами и методами обучения, знания психологических основ этого процесса.

30. Каких ошибок можно ожидать от семиклассника, выполняющего задание ..................? О каких дефектах в знаниях говорит каждая из этих ошибок? Какие упражнения Вы предложите ученикам, чтобы такая ошибка не была распространенным явлением?

31. Перед вами ошибочное решение задачи, выполненное учеником. Исправьте ошибки и постройте систему упражнений для последующей коррекции.

32. Контроль показал, что тема ................... усвоена классом плохо. Подготовьте коррекционные упражнения.

32.1. То же задание, но на основе прогноза ошибок в нескольких возможных вариантах.

33. Проанализируйте на предмет допустимости в школьном курсе следующих данных учениками определений: ________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Дайте правильные определения. Укажите возможные причины допущенных ошибок или неточностей.

34. Составьте задачу по теме ........... и напишите ее неверное решение, заложив в него наиболее типичные ошибки учеников. Объясните свой выбор. Предложите корректированные упражнения.

35. Вы готовите урок-консультацию перед тематическим контролем по теме ............... Предугадайте наиболее вероятные вопросы учеников и подготовьте ответы.

36. Выделите узловые точки для повторения темы ...........
а) текущего,
б) итогового за тот или иной период времени.

37. Спланируйте уроки итогового повторения курса..... класса.

38. Проанализируйте методический подход автора статьи............ Доказательно расскажите о способе использования этого подхода в Вашей работе или причинах отказа от него.

39. Прочтите статьи ............и.................. посвященные одному и тому же вопросу методики. Дайте сравнительный анализ позиций авторов. Изложите доказательно Вашу позицию по этому вопросу.

40. Проанализируйте урок .................. по представленной комиссией видеозаписи (фонограмме). Предложите с обоснованием изменения, улучшающие этот урок.

При оценке предложений важно отследить, требуется ли атестуемому учителю информация о предшествовавших уроках, способ обоснований. Существенно то, ссылается ли педагог на планируемые результаты обучения, видит ли психологические особенности учащихся.

Некоторые направления анализа:
- Какие цели преследовал учитель и можно ли считать их достигнутыми ?
- Каким методом проводился урок, в какой форме, какие средства при этом использовались?
- Выделите приемы педагогической техники учителя, дайте им оценку.
- Оцените активность учеников и способы поддержания этой активности учителем.
- Оцените структуру урока, систему взаимосвязей его частей, их вклад в достижение целей.
- Оцените качество отбора материала и подбора упражнений.
- Оцените психологический климат урока, характер педагогического и межличностного общения.
- Дайте Ваши предложения по улучшению анализируемого урока.
Оценивается доказательность суждений, глубина проникновения в сущность педагогического процесса, качество рекомендаций ( все путем экспертных оценок).

41. Перед Вами конспект урока, подготовленный начинающим учителем. Выполняя роль наставника, окажите помощь в приведении планируемого урока к каноническому виду.

Предполагается следующая работа:
- уточнение целей урока,
- приведение в соответствие выбранного методаобучения и адекватной ему формы,
- учет психологических особенностей учеников при раскрытии теоретических сведений и выполнении упражнений,
- приведение отобранных упражнений в систему, восстановление нарушенных связей,
- повышение эффективности использования средств наглядности и технических средств,
- подбор более ярких примеров и иллюстраций, более интересных заданий,
- активизация учебно-познавательной деятельности школьников.
Для этого нужно ясно понимать, где, когда, для кого, зачем будет проводиться урок, и выстроить некую модель контингента обучаемых.

3. Аттестация на третью категорию. Содержание. Расширение предметно-методического потенциала учителя в сторону возможности обеспечения профильной дифференциации обучения.
1) Общекультурный профиль: предмет изучается как элемент общечеловеческой культуры (например, математика для литературного класса).
2) Прикладной профиль: предмет изучается в расчете на его применение как инструмента в будущей профессиональной деятельности (например, математика для технического класса или химия для медицинского).
3) Профессиональный профиль: предмет будет непосредственно областью профессиональной деятельности (например, английский язык в английской спецшколе).
В ходе аттестации проверяется потенциал учителя для работы по выбранному профилю. Все профили считаются равноценными и субъектом выбора является сам аттестуемый учитель.

Процедура. Учитель при первом обращении получает задание по выбранному им профильному расширению, а через семь дней предъявляет его выполненным для защиты.

Задания для аттестации учителей по расширениям.
1) Общекультурное расширение. Напишите лекцию по Вашему предмету для класса, где он изучается как общекультурный, объемом не менее 24 машинописных страниц на одну из тем, указанных в прилагаемом перечне.
2) Прикладное расширение. Это расширение наибольшим образом зависит от специфики предмета и описывается в соответствующих предметных материалах. Общее необходимость межпредметной деятельности, интеграции своего предмета в профильные.
3) Профильное расширение. Предлагается 5-6 задач из прилагаемого задачника повышенного уровня (трудность задач соответствует "пятерке" в профильном классе, не выходит на "олимпиадные"). Предполагается максимальная степень доверия к аттестуемому, однако обязательна устная защита, а сами задания строятся так, чтобы подготовка к аттестации на эту категорию требовала времени и усилий до первого обращения учителя в комиссию.
В соответствии с принципом открытых материалов все типы заданий (без конкретного наполнения) доступны учителю в любое время.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Надежда Шагабановна Никитина
Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 84-88. 
[Статья]
Валерий Петрович Потапов
Социологические исследования. 2001.  № 10. С. 136-137. 
[Статья]
Елена Юрьевна Лицарева
[Учебная программа]
Сергей Григорьевич Молчанов
Директор школы. 2010.  № 9 (152). С. 21-24. 
[Статья]