Эксоцман
на главную поиск contacts

Реализация оплаты образовательных услуг в вузах с использованием ценных бумаг

Опубликовано на портале: 28-05-2004
Тематический раздел:
Тяжелое экономическое положение страны в 1998 г., как ни парадоксально, дает своего рода исторический шанс разобраться в том, что было положительного и негативного в недавнем государственном прошлом университетов, каковы их сегодняшние материальные интересы, какой путь эволюции необходимо избрать для обновления вузов.
Исторически сложилась система остаточного государственного финансирования образования, существенно отличавшаяся по уровню финансирования от других сфер (академической, военно-промышленного комплекса, армии и т.д.). Раньше это положение удавалось несколько смягчить за счет активной хоздоговорной деятельности университетов с промышленными предприятиями, сейчас эта сторона работы сведена на нет. Новые экономические отношения и рыночные реалии внесли в жизнь иные ценности и противоречия, в том числе неоправданную приоритетность по уровню оплаты различных форм непроизводительного труда (таких как посредническая, страховая, банковская, коммерческая и др.) в сравнении с образовательной и производственной деятельностью. В зтих условиях появились нелегкие проблемы: как сохранить накопленный образовательный, научный и кадровый потенциал страны, где найти новые источники финансирования образования. Как показал анализ хозяйственно-экономической деятельности в рыночных условиях зарубежных и отечественных вузов наиболее перспективной формой улучшения финансово-экономического состояния вузов при недостаточном и имеющем устойчивую тенденцию к снижению объеме централизованного (бюджетного) финансирования является расширение состава и объемов платных образовательных услуг. В отечественной практике в связи с неблагоприятным экономическим состоянием предприятий стабильно уменьшаются возможности предоставления платных образовательных услуг по договорам с предприятиями (юридическими лицами). В то же время сфера привлечения средств населения (физических лиц) для оплаты образовательных услуг используется слабо.

А.В. Балашов,
проректор по экономике и правовым вопросам
Удмурдского государственного университета ,
Х.З. Бадаш,
профессор Института управления и предпринимательства

РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ВУЗАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦЕННЫХ БУМАГ

Тяжелое экономическое положение нашей страны, как ни парадоксально, дает нам своего рода исторический шанс - возможность глубже разобраться в том, что было положительного и негативного в недавнем государственном прошлом университетов, каковы их сегодняшние материальные интересы, какой путь эволюции необходимо избрать для обновления вузов.

Исторически у нас сложилась система остаточного государственного финансирования образования, существенно отличавшаяся по уровню финансирования других сфер (академической, военно-промышленного комплекса, армии и т.д.). И хотя его удавалось несколько смягчить за счет активной хоздоговорной деятельности университетов с промышленными предприятиями, сейчас эта сторона работы сведена на нет. Новые экономические отношения и рыночные реалии внесли в жизнь иные ценности и противоречия, в том числе неоправданную приоритетность по уровню оплаты различных форм непроизводительного труда, включающих посредническую, страховую, банковскую, коммерческую и другие виды в сравнении с образовательной и производственной деятельностью. В зтих условиях появились нелегкие проблемы: как сохранить накопленный образовательный, научный и кадровый потенциал, как найти новые источники финансирования в реалиях нынешней экономики1. Как показал анализ хозяйственно-экономической деятельности зарубежных и отечественных вузов в рыночных условиях2, наиболее перспективной формой улучшения финансово-экономического состояния вузов в условиях недостаточного и имеющего устойчивую тенденцию к снижению объемов централизованного (бюджетного) финансирования является расширение состава и объемов платных образовательных услуг. Кроме того, анализ показал, что в отечественной практике в связи с неблагоприятным экономическим состоянием предприятий стабильно уменьшаются возможности предоставления платных образовательных услуг по договорам с предприятиями (юридическими лицами). В то же время сфера привлечения средств населения (физических лиц) для оплаты образовательных услуг используется слабо.

Развитие такого рынка платных образовательных услуг в России имеет свою специфику, обусловленную рядом обстоятельств, в т.ч.:

  • психологическая неподговтоленность общества и населения к такому рынку как рынок платных образовательных услуг;
  • диспропорции в размещении населения и вузов на территории страны и необходимость повышения образовательного потенциала на периферии;
  • значительным различием в доходах отдельных групп населения и др.;

Влияние этих обстоятельств применительно к периферийным вузам может быть противоречивым:

с одной стороны - замедленность формирования рынка образовательных услуг на определенных территориях;

с другой - наоборот, резкие скачки в его развитии, применении платных форм подготовки специалистов, причем преимущественно за счет личных средств населения, а не предприятий.

Первый опыт использования ценных бумаг для оплаты образовательных услуг в России, в т.ч. в Удмуртии (в частности, УдГУ) сформировал предпосылку необходимости изучения и развития такой формы оплаты образовательных услуг населением.

В процессе анализа перспектив развития форм привлечения средств населения для оплаты образовательных услуг выделены два наиболее целесообразных для детальной проработки направлений:

  • рынок ценных бумаг;
  • страховой рынок.

При этом формирование и развитие рынка платных образовательных услуг во взаимосвязи с указанными рынками способствует взаимовлиянию их особенностей и механизмов реализации, определенному интегрированию и формированию новых свойств (признаков) каждого из них и их совокупности. Таким образом, правильно говорить о системе предоставления платных образовательных услуг и становление и развитие рынка платных образовательных услуг (РПОУ) следует рассматривать по следующим направлениям (см. табл. 1).

Таблица 1.

Направления развития рынка платных образовательных услуг для населения

Рынок платных образовательных услуг
  • Рынок ценных бумаг
  • Краткосрочные образовательные облигации (акции)
  • Образовательные векселя
  • Образовательные накопительные облигации
  • Страховой рынок
  • Сберегательное страхование, в т.ч. для оплаты образования в вузе
  • Смеш. страхов. жизни с условиями накопления средств образования в вузе
  • Страхование образовательных ценных бумаг

Привлечение средств юридических и физических лиц для оплаты образовательных услуг на основе образовательных акций было опробовано в УдГУ в 1994 г.

Образовательная акция представляет собой ценную бумагу, выпускаемую в обращение банком, сотрудничающим с УдГУ на основании договора. Количество выпущенных в обращение акций определялось администрацией из расчета количества студентов, принимаемых на учебу сверх государственного плана (финансируемого из бюджета).

Стоимость одной акции устанавливалась в зависимости от стоимости обучения, определяемой на момент выпуска акций. Предъявление акции в вуз на момент зачисления засчитывалось как факт оплаты.

Сданные в вуз в качестве средства оплаты обучения акции предъявлялись затем в банк для погашения и получения денег в соответствии с условиями договора между вузом и банком. Предусматривалась также возможность сдачи акций в банк по инициативе владельцев, после чего акции могли быть вновь пущены в обращение. Всего было продано 238 акций, зачислено по предъявлению акций 232 человека (51 акции были сданы в банк для погашения владельцами акций). По предъявленным в вуз акциям был получен доход 348 млн руб.

В результате анализа опыта использования образовательных акций были выявлены некоторые недостатки, в том числе:

  • сложная система переуступки новому владельцу, требующая дополнительных (банковских) затрат;
  • налоги на операции с ценными бумагами.

По результатам апробирования оплаты образовательных услуг на основе образовательных акций и с целью исключения выявленных при этом недостатков была разработана концепция привлечения денежных средств предприятий и граждан для оплаты образовательных векселей. В чем ее суть? Образовательный вексель является средством оплаты за обучение в вузе юридическими и физическими лицами. Он представляет собой ценную бумагу с соответствующим уровнем защиты, выпускаемую в обращение банком, с которым вуз сотрудничает на основании договора.

Количество выпускаемых в обращение векселей на каждый год определяется администрацией УдГУ с разбивкой по факультетам. Стоимость векселя устанавливается исходя из стоимости обучения на момент покупки векселя и составляет 20% от стоимости годичного обучения. Продажа векселей осуществляется банком юридическим и физическим лицам по договору.

В случае непоступления абитуриента (владельца векселя) в УдГУ, либо по любой другой причине истечения необходимости владения векселем владелец может продать (передать) его любому лицу по договорной цене, либо погасить eго в банке. Оплата за обучение в УдГУ осуществляется пятью векселями за каждый год обучения, либо за весь период (25 векселей). После проведения оплаты векселя передаются в банк для погашения. Расчеты между банком и УдГУ осуществляются в соответствии с договором в процессе продажи векселей и после их погашения. В качестве банка-партнера был выбран "Ижладабанк". Банк обеспечивает:

  • изготовление образовательных векселей;
  • продажу векселей от своего имени и за свой счет;
  • организацию первичного размещения и их вторичное обращение;
  • гашение векселей.

УдГУ обеспечивает:

  • проведение рекламной кампании (в газетах, на радио, телевидении и др.);
  • заключение договоров на обучение с лицами, успешно сдавшими вступительные экзамены, прошедшими собеседование и имеющими образовательные векселя;
  • прием платежей по договорам на платное обучение образовательными векселями.

Распределение денежных средств, полученных от размещения векселей, осуществляется следующими образом: 70% банк передает УдГУ в виде беспроцентного кредита (в т.ч. вексельного) еженедельно (по отдельному договору);

30% остается в банке и образует фонд гашения векселей (страховой фонд).

Результаты работы с векселями в 1995-1996 гг. представлены в табл 2. Преимущества использования образовательных векселей:

  • менее сложная процедура регистрации по сравнению с образовательными акциями;
  • возможность изменения курса на момент покупки;
  • простота переуступки новому владельцу;
  • отсутствие налога на операции с ценными бумагами;
  • возможность оплаты непосредственно векселями, в том числе последующих лет обучения, по ставкам на момент приобретения векселя.

Недостаток - необходимость резервирования 15% денежных средств, полученных от продажи векселей, в национальном банке.

Таблица 2.

Результаты работы с векселями

Показатели Период (годы)
1995 1996
Количество проданных векселей, шт. 217 280
Сумма продаж, млн. руб 1028 2173
Количество зачисленных студентов (с оплатой векселями), чел. 186 352
Поступления из банка (70% кредита от суммы продаж), млн. руб 720 1521
Из этой суммы дополнительный доход (за операции с ГКО и др.), млн. руб 53 125,3
Получено от банка после зачисления студентов, оплативших обучение векселями, и погашения банком неиспользованных векселей, млн. руб 118 465
Итого, общий доход УдГУ, млн. руб 891 2111

Совершенствуя систему привлечения допопнительных денежных средств путем использования ценных бумаг и используя новый закон РФ "О простом и переводном векселе", Удмуртский государственный университет в 1997 году выпустил векселя УдГУ, реализация которых происходила по договору через АКБ "Уральский трастовый банк". Выпуская свои векселя, УдГУ получал все денежные средства, поступающие от их продажи, банку в данном случае причиталось вознаграждение (комиссионный сбор) в размере 2%. Таким образом, университет имел реальную возможность пользоваться всеми денежными средствами, полученными от продажи собственных векселей.

В 1997 году всего было продано 430 векселей и в результате были получены денежные средства на сумму примерно 1 400 млн рублей. В университет на платную форму обучения по векселям было зачислено 164 человека.

Используя полученные в кредит денежные средства, УдГУ допопнительно получил доход в размере более 200 млн рублей. Кроме того, эти векселя использовались университетом в качестве оплаты за выполненные работы и услуги и имели хождение на вторичном рынке.

Концепция оплаты образовательных услуг с использованием облигаций накопительных займов разработана в развитие опыта использования образовательных векселей. Преимущества облигаций накопительного займа по сравнению с образовательными векселями показаны в табл. 3.

Таблица 3.

Сравнительные преимущества ценных бумаг

  Эмитент Использование средств
1. Векселя по краткосрочным ценным бумагам на 1-2 года. Ижладабанк Банк (вознаграждение + затраты) и УдГУ (доходы - затраты) в виде кредитов
2. Облигации накопительного займа по долгосрочным ценным бумагам "Палата ценных бумаг" УдГУ, "Палата ценных бумаг" и инвестирование в проекты, депозит
Преимущества:
1. Опыт работы с "Ижладабанком", где УдГУ - один из учредителей.
2. Использование опыта работы с ценными бумагами - "Палата ценных бумаг", где УдГУ один из учредителей.
Снижение потерь и рисков при размещении ценных бумаг одним эмитентом.
Запуск нового механизма накопительных облигаций и его отработка в условиях действующей инвестиционной компании, т.к. создание новой требует специалистов и только лицензионного сбора в размере > 2 млн. руб. УдГУ не занимается вопросами сбора и организацией размещения ценных бумаг.
Средства (поступления от эмитентов) согласно рисунку 1 можно использовать с целью увеличения дохода бизнес-центр УдГУ

В качестве партнера УдГУ в совместной деятельности в этом направлении выбрана инвестиционная компания "Палата ценных бумаг" (ПЦБ), имеющая опыт работы в этом направлении на рынке ценных бумаг Уральского региона. Взаимодействие партнеров осуществляется в соответствии с договором, который содержит предмет отношений, обязанности сторон (функциональные и прочие), порядок расчетов, особые условия и реквизиты сторон. Он является правовым регулятором экономических отношений между УдГУ и ПЦБ и предусматривает возможность внесения изменений и дополнений в эти отношения только через протоколы дополнительных соглашений. Этими протоколами, в частности, могуг быть изменены цены образовательных облигаций (т.е. очередной номинал той или иной серии), введены коррективы в рыночную стоимость ранее выпущенных, но не полностью выкупленных инвестором облигаций (например, выкуп идет по про- межуточным купонам, оплаченным инвестором). При этом стимулируется оплата полных сумм в целом или по году.

Целевое использование средств предусматривается механизмом их распределения между УдГУ и ПЦБ, инвестициями в проекты, вложением средств на депозит и выделением части средств инвесторам для роста стоимости облигаций. Последние при этом могут иметь снижение суммы накапливаемых средств в счет оплаты образовательных услуг на величину доходов (%), полученных по результатам экономически выгодного вложения ранее оплаченных сумм в инвестиционные проекты или на депозит. Эти дополнительные доходы, увеличивающие рыночную стоимость облигаций, позволяют повысить выкупную цену облигаций, что является своеобразной финансовой защитой вложенных средств от их обесценения в условиях инфляции. Последняя (определение выкупной цены) формируется на следующие случаи:

  • расторжения договора досрочно;
  • получения абитуриентом-владельцем ЦБ неудовлетворительных оценок на вступительных экзаменах;
  • недобора проходного балла и, следовательно, непоступления в вуз.

В то же время лицам, имеющим облигации образовательных накопительных займов, предоставляется преимущественное право при зачислении в вуз, а также предоставляется возможность изменения ранее выбранного профиля обучения в течение всего периода сдачи вступительных экзаменов или даже в первый год учебы в вузе. Это обеспечивает особую привлекательность приобретения ценных бумаг накопительных займов вне зависимости от экономических факторов изменения среды (например, удорожания платных услуг, резкого роста инфляции и т.п.) и формирует у инвестора его экономическую заинтересованность в приобретении облигаций.

ПЦБ получает комиссионное вознаграждение и возмещает из доходов по аккумулированным средствам понесенные затраты, связанные с выпуском и размещением облигаций. УдГУ имеет доходы согласно договору и механизму распределения саккумулированных средств по облигациям накопительных займов. Цена облигаций определяется по специальному расчету и не является фиксированной, то есть она подлежит пересмотру в зависимости от изменения уровня затрат на подготовку специалиста в УдГУ. Такой механизм экономически целесообразен и для УдГУ, так как не приводит к искусственному занижению расходов на высшее образование, способствует повышению качества обучения и соответствует механизму рыночного ценообразования на платные услуги в условиях изменяющейся среды.

При этом УдГУ получает средства как для решения оперативных вопросов (на покрытие текущих расходов), так и доходы в виде дивидендов от инвестиционных проектов, за счет которых может обеспечивать реализацию стратегических задач развития вуза. Механизм распределения аккумулированных средств показан на рис. 1.

Экономическим регулятором интересов инвестора являегся цена облигаций накопительных займов. Она по своей структуре включает основную (неизменяющуюся) часть и дополнительную (изменяющуюся) часть и зависит от ряда факторов, влияющих на механизм ее формирования, в частности: от дополнительных условий, стимулирующих инвесторов или не стимулирующих их в зависимости от размера проплаты облигации, механизма, срока внесения денежных средств, а также от выбранного подхода к начислению процента доходов в виде дивидендов, поступивших вкладчику за весь период накопления средств от их вложения в инвестиционные проекты. При этом университет выбирает и оговаривает с ПЦБ конкретные варианты как основной, так и дополнительной части цены.

Анализ показывает, что для УдГУ наиболее предпочтительным является выкуп по номиналу с учетом только основной части цены.

К сожалению, население в настоящее время пока не готово к работе с долгосрочными ценными бумагами. Здесь можно выделить две превалирующие причины:

  • отсутствие навыков работы с долгосрочными ценными бумагами;
  • отсутствие доверия к долгосрочным обязательствам вследствие ряда громких случаев обмана инвесторов недобросовестными компаниями.

В этой ситуации реализация этой концепции временно приостановлена. Таким образом можно сформулировать следующие выводы.

Опыт использования краткосрочных образовательных облигаций (акций) выявил некоторые недостатки, что обусловило переход к образовательным векселям. Опьт работы с образовательными векселями в течение нескольких лет показал целесообразность их использования и в дальнейшем.

Концепция оплаты образовательных услуг с использованием облигаций накопительных займов разработана в развитие опыта использования образовательных векселей, однако, в связи с неподготовленностью населения к работе с такими ценными бумагами ее следует рассматривать только как перспективную.

 

Рис.1. Механизм распределения аккумулированных средств и формирования цены облигации накопительного займа


Проплата     полной суммы в виде
Проплата накопительных сумм по годам (месяцам)
  вверх вправо
Резервный фонд 15-10%.
На случаи возврата сумм при расторжении договоров
вправо внизвверх вправо
Процент по депозиту УдГУ
вниз   и л и   вниз
Разовые единовременные взносы вкладчиков по первоначальной цене для года, в котором начато размещение облигаций. Например, 2 млн. руб. на 10 лет Накопительные суммы вкладчиков по оценочной цене каждого года (через купоны на год)
вправо
Аккумулирование средств и их распределение для использования
вправо вниз
На депозит банка
вниз
Сумма средств
  вниз вниз
На оперативные нужды УдГУ 15-20%
ПЦБ
В инвестиционные проекты 60-70%
вправо
Доход в виде дивидендов УдГУ, 60-80%
  вниз вправо
На увеличение цены облигации, т.е. накопление сумм вкладчика, 20-40%
вниз вправо
Формирование цены
вниз влево

1. Механизм стимулирования оплаты суммы в виде единовременно внесенных взносов на всю сумму облигаций - снижение первоначальной цены облигации на 10 %.

2. Механизм стимулирования ускоренного внесения единовременной суммы по году - снижение цены (стоимости) на 3-5 % от взноса текущего года.


1 Журавлев В.А. Университет и региональная интеграция //Интеграция региональных систем образования. Мордовский университет., 1995. С.7.Возврат

2 Вуз и рынок: в 3 кн. //Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. Кн.1. М., 1992. С. 471.Возврат


Ссылки
текст статьи на сайте "Университетского управления":
http://unimgmt.eunnet.net/unimng/N1(4)_1998/win/
http://unimgmt.eunnet.net/unimng/N1(4)_1998/win/1.html
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Jeremy S.S. Edwards
CESifo Working Papers. 2001.  No. 544.
[Статья]
Сергей Николаевич Смирнов, Игорь Владиславович Колосницын
Мир России. 2000.  Т. 9. № 1. С. 139-181. 
[Статья]
Александр Олегович Грудзинский
Университетское управление. 2003.  № 3(26). С. 24-37. 
[Статья]
Д.Ц. Будажанаева
Экономические науки. 2010.  Т. 65. № 4. С. 200-206. 
[Статья]
Юрий Мечеславович Краковский, Вера Константиновна Карнаухова
Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 81-83. 
[Статья]
Юрий Мечеславович Краковский, Вера Константиновна Карнаухова
Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 33-37. 
[Статья]