Эксоцман
на главную поиск contacts

Право на образование. Как оно отражено в новой Конституции России и Конституциях зарубежных государств

Опубликовано на портале: 13-08-2004
Директор школы. 1994.  № 2. С. 70-75. 
Тематический раздел:
В статье проводится сравнительный анализ Конституции России 1993 года и международно-правовых актов, таких как Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), Конвенция о правах ребенка (1989г.), сформировавших в мировом сообществе определенный стандарт прав человека, включающий в себя и право на образование.

После второй мировой войны под влиянием таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), Конвенция о правах ребенка (1989г.), в мировом сообществе сложился определенный стандарт, по которому право на образование включает в себя: право каждого человека на образование как таковое; бесплатность и обязательность начального образования; бесплатность общего образования; открытость и доступность среднего образования, включая профессионально-техническое среднее образование; общедоступность высшего образования на основе индивидуальных способностей; создание условий для постепенного перехода к бесплатному среднему и высшему образованию; свобода получения образования как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях, для которых государство вправе установить минимальные образовательные стандарты; свобода религиозного воспитания.

В какой мере Конституция России 1993г., Конституции зарубежных стран отвечают приведенному выше стандарту? Попробуем разобраться.

"Каждый имеет право на образование" -, гласит ст.42.1. Конституции России, почти дословно повторяя формулировку ст. 26.1. Всемирной декларации прав человека. Таким образом, в России право на образование признается как за гражданами Российской Федерации, так и за любыми другими лицами, находящимися под юрисдикцией Российского государства (беженцами, вынужденными переселенцами, апатридами и т.д.). Близка по смыслу к российской формулировка основных законов Италии: "Школа открыта для всех" (ч. 1 ст. 34 Конституции Итальянской Республики 1947 г.), и Японии: "Все имеют равное право на образование в соответствии со своими способностями, в порядке, предусмотренном законом" (ч. 1 ст. 26 Конституции 1947 г.). По-иному этот вопрос решается в Испании: "Все граждане имеют право на образование" (ст. 27.1. Конституции Испании 1978 г.).

Обязательность начального образования. Бесплатность начального и общего образования. Среднее образование.

"Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях", - говорится в ст. 43.2. Конституции России, и далее устанавливается: "Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования" (ст. 43.4.). Как видим, Конституция 1993 г. гарантирует жителям России несколько более высокий уровень обязательного бесплатного образования, чем предусмотрено сложившимся международным стандартом: не начальное, а 8-9-летнее общее образование, получаемое в государственном (муниципальном) образовательном учреждении, обязательно и бесплатно.

Превышает международный стандарт также закрепленное в Конституции России бесплатное и общедоступное дошкольное образование в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях и на предприятиях, гарантированное Конституцией России. Но в Конституции ни слова не говорится о среднем общем образовании, из чего можно сделать вывод, что государство на федеральном уровне не гарантирует ни его общедоступности, ни его бесплатности даже в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях. Между тем, например, "все греки имеют право на бесплатное образование на всех ступенях в государственных учебных заведениях" (ст. 16.4. Конституция Греции 1975 г.). В Италии "способные и достойные ученики имеют право перехода в высшие ступени школ, хотя бы они и были лишены средств" (ч. 3 ст. 34 Конституции). Во Франции "организация общественного бесплатного и советского образования всех ступеней является долгом Государства" (Преамбула Конституции 1946г., являющаяся составной частью Конституции Французской Республики 1958г.). Думается, умолчав о среднем общем образовании в Конституции Российской Федерации, законодатель тем самым предоставил право субъектам Федерации самостоятельно решить вопрос о доступности и бесплатности образования этого уровня на своей территории, исходя из экономических возможностей региона.

Общедоступность высшего образования на основе индивидуальных способностей.

По Конституции России, "каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии" (ст.43.3.). Очевидно, вопрос высшего образования решен в Конституции России на стандартном уровне. Необычно и очень подробно регламентирует деятельность высшей школы Конституция Греции, где основание вузов частными лицами запрещено (ч.2 ст. 16.8. Конституции). Бесплатное высшее образование можно получить в государственных вузах, преподаватели которых считаются государственными служащими и могут быть отстранены от должности до истечения срока службы только в служебном порядке (ст. 16.6.Конституции). Вузы пользуются самоуправлением, но находятся под контролем государства (ст.16.5.Конституции). Право на автономию университетов в рамках закона закреплено также в Конституции Испании (ст.27.10.), Италии (ч.6 ст.33) и ряда других государств.

Свобода выбора места получения образования.

В Конституции России прямо не говорится о негосударственных образовательных учреждениях, но их существование подразумевается, поскольку общедоступность и бесплатность образования гарантируется только в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях. Наличие негосударственной школы предполагает также ст. 43.5., где сказано:
"Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования". В отличие от Конституции России, Конституции итрлии и особенно Германии специально останавливаются на вопросах частной школы. "Республика устанавливает общие нормы по вопросам просвещения и учреждает государственные школы всех родов и ступеней. Частные организации и лица имеют право учреждать школы и образовательные институты, содержащиеся не за счет Государства. При закреплении прав и обязанностей негосударственных школ, требующих уравнения с государственными, закон должен обеспечить для них полную свободу, а для их воспитанников - школьный режим, одинаковый с режимом государственных школ. Для приема в школы различных родов и ступеней, для окончания их и для доступа к профессиональной деятельности установлены государственные экзамены" (ч. 2-5 ст.33 конституции Италии). "Все немцы, -говорится в ст. 12.1. Конституции ФРГ 1949г. - имеют право свободно избирать для себя... место получения образования". И хотя "все школьное дело находится под контролем Государства"(ст.7.1. Конституции ФРГ), "право открытия частных школ гарантируется. Частные школы, как заменяющие государственные, нуждаются в разрешении Государства и подчиняются законам земель. Разрешение предоставляется, если частные школы по своим учебным целям и организации, как и по научной квалификации своего учебного персонала, не стоят ниже государственных и если в них не поощряется разделение учащихся в зависимости их имущественного положения их родителей. В разрешении отказывается, если материальное и правовое положение педагогического персонала не обеспечено в надлежащей мере" (7.5. Конституция ФРГ). Особый порядок установлен в Конституции Германии для организации частных народных (начальных) школ (ст.7.5. Конституции ФРГ).

Свобода религиозного воспитания.

Вопросы религиозного воспитания Конституция России не рассматривает. Лишь в статье 28, посвященной свободе совести, в общем виде говорится о "свободе распространять религиозные и иные убеждения". Между тем, ряд государств придает этим вопросам конституционное значение. "Государственные власти гарантируют право родителей давать своим детям то образование, которое соответствует их религиозным и моральным убеждениям" (ст.27.3. Конституции Испании). "Лица, правомочные на воспитание детей, имеют право решать относительно участия этих детей в религиозном обучении", -говорится в Конституции ФРГ (ст.7.2.). И далее: "Религиозное обучение является в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательным предметом. Без ущерба для права надзора Государства религиозное обучение проводится в соответствии с основным принципами религиозных общин. Ни один преподаватель не может быть обязан против своей воли вести религиозное обучение" (ст.7.3.).

Подводя итоги, можно сказать, что право на образование (включая гарантии) отражено в Конституции России 1993г. без достаточной полноты, что обязательно скажется на уровне правового регулирования в образовательной сфере. Правда, в Конституции Российской. Федерации заложен беспрецедентный механизм компенсации законодательных пробелов: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации Установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (ст. 15.4.). Таким образом, например, вопросы о свободе выбора места получения образования и свободе религиозного воспитания в России в любом случае будут решаться в соответствии со ст. 13.3. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (Россия участвует в Пакте на правах правопреемника СССР, ратифицировавшего этот договор еще в 1973г.), где сказано:
"Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями".

Другая возможность восполнить пробелы российских конституционных норм заключается в федеративном устройстве государства: общие вопросы воспитания и образования находятся в Конституции России в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "в" ст.72.1.), а Правительство России лишь обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования (п."в" ст.114.1. Конституции). Вне этих рамок субъекты федерации обладают всей полнотой государственной власти и могут принимать любые правовые акты по вопросам образования, не противоречащие Конституции России (ст.ст.73, 76.3., 76.4., 15.1. Конституции Российской Федерации).

Итак, дело за практикой применения новой Конституции.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
А.Б. Венгеров
Общественные науки и современность. 1995.  № 5. С. 48-55. 
[Статья]
Сергей Владимирович Жаворонков, Константин Эдуардович Яновский
Общественные науки и современность. 2015.  № 3. С. 34-46. 
[Статья]
Михаил Александрович Краснов
Общественные науки и современность. 2014.  № 4. С. 33-45. 
[Статья]
Андрей Павлович Заостровцев
TERRA ECONOMICUS. 2020.  Т. 18. № 3. С. 18-29. 
[Статья]
И.Л. Петрухин
Общественные науки и современность. 1995.  № 3. С. 85-98. 
[Статья]
И Рожков
Директор школы. 2000.  № 6. С. 81-86. 
[Статья]