Эксоцман
на главную поиск contacts

Десять лет спустя. Французская школа после децентрализации (окончание).

Опубликовано на портале: 10-08-2004
Директор школы. 1995.  № 4. С. 69-73. 
Что такое партнеры средней школы? Общепринятый смысл слова «партнер» подразумевает примерное равенство занимаемого положения. Однако часто этим словом злоупотребляют, прибегая к нему, когда речь идет об отнюдь не равноправных отношениях. Поэтому мы будем различать три типа отношений: отношения школы с опекунами, с пользователями и с партнерами. С представителями власти, осуществляющими опеку, школа имеет формальные отношения подчинения. Государство, равно как и местные органы управления, осуществляет свою власть в соответствии с законом и независимо от характера институциональных или личных отношений. С пользователем (потребителем школьных услуг) школа имеет формальные отношения превосходства. Это относится к руководству учебного заведения и к преподавателям по отношению к ученикам и их семьям: работники школы преподают, формируют знания и оценивают их. Отношения партнеров более свободные и относительно равные, они устанавливаются и развиваются лишь с обоюдного согласия. Только такие отношения, строго говоря, и можно назвать партнерскими, поскольку партнерство предполагает равное положение, свободу принятия обязательств и взаимный интерес. Окончание.
См. Начало;
См. Продолжение.

Отношения с опекунами, пользователями и партнерами

Что такое партнеры средней школы? Общепринятый смысл слова «партнер» подразумевает примерное равенство занимаемого положения. Однако часто этим словом злоупотребляют, прибегая к нему, когда речь идет об отнюдь не равноправных отношениях. Поэтому мы будем различать три типа отношений: отношения школы с опекунами, с пользователями и с партнерами.

С представителями власти, осуществляющими опеку, школа имеет формальные отношения подчинения. Государство, равно как и местные органы управления, осуществляет свою власть в соответствии с законом и независимо от характера институциональных или личных отношений.

С пользователем (потребителем школьных услуг) школа имеет формальные отношения превосходства. Это относится к руководству учебного заведения и к преподавателям по отношению к ученикам и их семьям: работники школы преподают, формируют знания и оценивают их.

Отношения партнеров более свободные и относительно равные, они устанавливаются и развиваются лишь с обоюдного согласия. Только такие отношения, строго говоря, и можно назвать партнерскими, поскольку партнерство предполагает равное положение, свободу принятия обязательств и взаимный интерес.

Опекуны

С юридической точки зрения, функция опеки исчезла с принятием закона о децентрализации. Но термин «опекунство» по-прежнему подходит для формальных властных полномочий, осуществляемых по отношению к тому или иному общественному институту прямо (управление) или опосредованно (контроль). Под понятие «опекуны» подпадают государство и его административные структуры, региональные советы и генеральные советы департаментов.

Довольно быстро руководители школ научились пользоваться этим многообразием разных «шефов», оказывая давление на одних, чтобы получить выгоду от других.

В то же время значительное количество собеседников, многообразие их темпераментов, профессиональных качеств и политических взглядов, с одной стороны, и необходимость лавировать в этом многообразии, с другой, могут иногда погубить важное дело: например, получение субсидий, открытие в школе отделения высококвалифицированньк техников или класса подготовки в институт.

Роль региональных и генеральных советов отнюдь не сводится к простому посредничеству. Широкие полномочия в области финансирования и планирования позволяют им принимать решения и конкретно воздействовать на их выполнение. Именно эти советы решают вопросы о хозяйственном снабжении и оборудовании школ, делая выбор в пользу того или иного проекта.

Менее существенна их роль в организации внутренней жизни школы. И хотя эти советы не слишком компетентны в педагогической области, они, тем не менее, играют (по крайней мере, призваны играть) весьма активную роль в жизни учебных заведений.

Пользователи

Пользователи - это учащиеся и их родители, а также взрослые стажеры, повышающие квалификацию в школе. Пользователи учебных заведений не платят прямым образом за предоставляемые школой услуги. Тем не менее, предусмотрено их финансовое участие в функционировании школы (например, в случае предоставления учащимся жилой площади, питания в школьной столовой, некоторых услуг), а также в случае «добровольных взносов, которые скорее являются обязательными (плата за запись в кружки и спортивные секции, за пользование множительной техникой и т.п.). Отметим, что эти взносы не соответствуют ни реальной стоимости предоставляемых услуг, ни их рыночной стоимости, и в целом они никак не влияют на отношения между пользователями и учебным заведением.

Скорее эти отношения зависят от качества обучения: от школы ждут, чтобы «хорошие учителя» давали «хорошие уроки», чтобы в школе царила «благоприятная атмосфера» и т.п. При этом оценки качества, конечно, крайне субъективны.

Прямое воздействие учеников и родителей на организацию учебного процесса остается исключением: оно ограничивается урегулированием конфликтов и «надзором» за обучением и за принимаемыми решениями. При этом стараются, чтобы соблюдалась минимальная справедливость при выставлении оценок и при ориентировании учащихся. Это своего рода «перила», ограждающие от несправедливости в государственном заведении, функционирование которого в целом мало зависит от родителей и учеников, а принципы этого функционирования им практически не известны.

Здесь сталкиваются те самые логики, о которых мы уже говорили, - «гражданская» логика и «домашняя». Родители руководствуются «домашней» логикой, а школа - чаще всего «гражданской», что позволяет учителям оказывать сопротивление слишком ретивым родителям, ссылаясь при этом на общественные интересы.

Партнеры

Кроме пользователей и местных либо центральных властей, занимающихся опекой, у школы есть и другие «собеседники». Это разного рода административные учреждения, предприятия и ассоциации.

С предприятиями у школы за последние годы сложились особые отношения. Они имеют несколько аспектов:
·финансовый: школы ждут от предприятий финансовой помощи, в частности предлагая им уплатить «налог на профобучение» непосредственно школе (что предусмотрено законом); часто в таком случае уплата налогов совершается в виде поставки оборудования для школы;
· педагогический: предприятия служат для школы местом обязательной стажировки при дополнительном обучении, сопровождающим базовое обучение школьников или повышение квалификации взрослого населения;
·«рыночный»: предприятия пользуются платными услугами школы, посылая туда своих работников для обучения; предприятия могут также пользоваться оборудованием школьных мастерских и опытом преподавателей для решения своих технических проблем. К тому же, предприятия часто выступают в роли поставщиков школы.

Административные учреждения, органы местного самоуправления и общественные организации, не слишком компетентные в вопросах педагогики, имеют со школой такие же отношения, как и предприятия: они посылают туда своих служащих для повышения квалификации и, со своей стороны, организуют трудовую практику и знакомство учащихся со своей работой.

И наконец, ассоциации (главным образом культурно-развлекательные) тоже могут иметь те или иные отношения со школой. Они пользуются услугами школы (аренда помещений, помощь преподавателей), некоторые из них используют адрес школы в качестве своего юридического адреса. Наконец, они участвуют в деятельности школы, являясь незаменимыми партнерами внеклассной жизни.

Заключение

В последние годы все участники дискуссий о системе школьного образования сошлись на том, что эту систему невозможно усовершенствовать сверху и что перемены должны происходить на иных уровнях. Однако осуществить это весьма непросто. Одной лишь передачи полномочий от центра местным властям недостаточно для решения всех проблем школы. В частности, это касается перехода от селективного обучения, охватывающего незначительную часть одногодков, к обучению, которое позволило бы большинству молодых людей заканчивать среднюю школу.

Децентрализация системы образования и расширение самостоятельности школ связаны со следующими трудностями.

Во Франции централизм не сводится к бюрократической и технократической власти государства; он является частью культуры французов, для которых государство - это гарант функционирования общества. Государство воплощает в себе высшую инстанцию, «место обжалования», и если определенные полномочия переданы местным властям, это вовсе не означает, что центр считает себя полностью избавленным от этих полномочий. Передача полномочий местным властям в области материального обеспечения школ не мешает учащимся, их родителям и даже выборным лицам из местной администрации обращаться к государственным службам в случае проблем и конфликтов.

Борьба с гигантизмом в системе школьного образования должна вестись по трем направлениям: передача полномочий местным властям, перераспределение административных функций между министерством и ректоратом учебного округа и расширение самостоятельности учебных заведений. Законы о децентрализации действуют именно в этих трех направлениях. В связи с передачей полномочий встает вопрос об ее обоснованности: недостаточно лишь отобрать полномочия у центра, надо еще знать, кому их можно доверить. Школа, самостоятельность которой будет расширяться, страдает некоторыми «врожденными недостатками», а именно: слабый контроль над собственным функционированием (в некоторых школах нет внутреннего контроля, касающегося педагогических функций и управления персоналом), неопределенные связи с внешним миром, недостаточное внимание к хозяйственным нуждам и проблемам.

Сформулировать общенациональные интересы на местном уровне не такто просто. Миссия государственных служб может вступить в противоречие с частными интересами, даже если последние получили на местах поддержку большинства. Увы, не все еще понимают, что общество может существовать и благодействовать только ценой отдельных «жертв», диктуемых законом, и что общие интересы могут быть удовлетворены только путем отказа от интересов частных.

Перевел с французского Борис Карпов

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Марк Матусович Поташник
Директор школы. 1995.  № 2. С. 38-34. 
[Статья]
Ezra Suleiman
[Книга]
Вестник международных организаций. 2008.  № 1. С. 61-61. 
[Статья]