Эксоцман
на главную поиск contacts

К вопросу о разделении затрат на финансирование высшего образования

Опубликовано на портале: 07-06-2004
Университетское управление. 2001.  № 2(17). С. 41-43. 

Процесс реформирования системы высшего образования привел не только к реструктуризации перечня специальностей и направлений подготовки в государственных вузах, к появлению негосударственных высших учебных заведений, но и перевел вопрос о разделении затрат по финансированию высшего образования в плоскость реально существующего, а потому требующего оптимального решения.



Д. В. Нестерова,
Уральский институт экономики, управления и права

К ВОПРОСУ О РАЗДЕЛЕНИИ ЗАТРАТ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система высшего образования в России подверглась серии реформ, вызванных и такими факторами, как существенное сокращение бюджетного финансирования и необходимость перестройки структуры подготовки специалистов с высшим образованием в направлении большего учета потребностей рынка труда.

Отметим в этой связи, что до последнего времени государственные учебные заведения получали от 26 до 50% своих совокупных доходов за счет оказания платных образовательных услуг, а из средств государственного бюджета преимущественно финансировались только две статьи расходов - заработная плата сотрудников и стипендия студентов. При этом цены на образовательные услуги, например, в г.Екатеринбурге колебались (в зависимости от направления и специальности подготовки) от 8 000 до 16 000 рублей за академический год (в 2000 г.). В московских вузах, осуществляющих подготовку по экономическим, юридическим и управленческим специальностям, цены находились в диапазоне от 2 000 до 5 000 долларов США.

Предоставление платных услуг государственными высшими учебными заведениями сопровождалось существенными изменениями в структуре подготовки специалистов. Так, например, в 1980 г. в структуре приема в вузы на долю таких отраслей, как промышленность и строительство, приходилось 44,4% от общего приема студентов, а на долю экономики и права - всего 8%. В 1998 г. это соотношение существенно изменилось, составив соответственно 36,6 и 11,3%. Добавим, что структура выпуска специалистов государственными вузами также претерпела значительные сдвиги: если в 1990 г. на долю технико-технологических специальностей приходилось 29,0% выпускников, а на долю экономико-управленческих - 13,8%, то уже в 1998 г. доля выпускников технико-технологичнских специальностей снизилась до 18,6%, а выпускников по экономико-управленческим специальностям выросла до 20,2% (см.: Российский статистический ежегодник. М., 1999. С.207).

Уровень спроса на специальности в области экономики и бизнеса может быть проиллюстрирован следующими данными. В 2000 г. из всего количества заявлений, поданных для обучения на госбюджетной основе, были удовлетворены только 26%. Среди оставшихся 74% тех, кто не прошел по конкурсу, более половины абитуриентов (52%) были готовы оплачивать свое обучение.

Растущий спрос на подготовку в области экономики, управления и права вызвал появление негосударственных высших учебных заведений, которые осуществляют образовательный процесс только за счет привлечения средств домашних хозяйств и предприятий. За период 1992-2000 гг. количество вузов в России выросло в 1,8 раза. При этом число государственных вузов увеличилось на 10%, а негосударственных - в 4,5 раза. За этот же период количество студентов, обучающихся в вузах, выросло в 1,5 раза, причем в государственных - в 1,4 раза, а в негосударственных - в 4,9 раза. Обратим внимание, что количесто государственных вузов увеличилось за рассматриваемый период на 10%, а количество обучающихся в них студентов  - на 40%. В 2000 г. удельный вес негосударственных вузов в общем их количестве составил 37,2%, однако доля студентов, обучающихся в негосударственных вузах , в общем количестве студентов достигает только 8,5%. Среди выпускников российских вузов 7,2% приходится на негосударственные высшие учебные заведения (см.: Россия в цифрах: Краткий стат. сб. М., 2000. С. 121).

Аналогичная ситуация прослеживается в Свердловской области. Здесь за период с 1992 по 2000 г. число вузов выросло в 1,4 раза; при этом количество государственных вузов осталось прежним, так что весь прирост был обусловлен появлением негосударственных высших учебных заведений, доля которых составила 30,4%. За это время количество студентов негосударственных вузов выросло почти в 9 раз; их доля в общем количестве студентов составила к 2000 г. 7,6%, а доля среди выпускников вузов - 3,75%. Отметим, что все приведенные данные относятся только к негосударственным вузам, прошедшим государственную аттестацию и получившим аккредитацию. В настоящее время в г. Екатеринбурге работает 48 вузов, из которых 1/3 (16 вузов) - это государственные вузы; 39,5% (19 вузов) представлены негосударственными высшими учебными заведениями и оставшиеся 13 вузов (27,2%) - это филиалы государственных высших учебных заведений из других регионов - как правило, из Москвы и Санкт-Петербурга.

Сравнительный анализ формальных показателей деятельности государственных и негосударственных вузов показывает, что:

1. Как правило, негосударственные вузы в среднем имеют существенно меньшее количество студентов. Так, например, в 1992/93 уч. г. государственные вузы в среднем насчитывали 5 000 студентов, а в 1999/2000 г. - 6 000 студентов, тогда как негосударственные вузы в 1992/93 уч. г. в среднем имели 900 студентов, и их средний размер в 1999/2000 уч. г. не изменился. В Свердловской области аналогичные показатели составили: для государственных вузов - 7 100 студентов (1999/2000 уч. г.); для негосударственных вузов - 990 и 1250 студентов соответственно в 1992/93 и 1999/2000 уч. гг.

2. Наблюдаются значительные расхождения между государственными и негосударственными вузами в распределении выпускников по различным специальностям и направлениям подготовки. Негосударственные вузы готовят специалистов главным образом в области социально-гуманитарных наук, экономики, управления и права. государственные вузы продолжают обучение большого количества студентов по натурально-естественным наукам, техническим и инженерным специальностям.

3. Существуют заметные особенности в использовании тех или иных форм обучения. Так, например, в 1994 г. 65,1% выпускников государственных вузов обучалось по дневной форме и 11,4% - по заочной. Структура выпуска специалистов негосударственных вузов в 1994 г. была существенно иной: 38,2% студентов окончили дневную форму обучения и 50,0% - заочную. В настоящее время наметилась тенденция к сближению структуры выпуска специалистов по формам обучения между государственными и негосударственными вузами, хотя различия все еще достаточно заметны. В 1998 г. 67,0% выпускников государственных вузов завершили дневную форму обучения и только 42,4% - выпускников негосударственных вузов; соответственно 27,8% выпускников государственных вузов закончили заочные отделения и 44,0% - выпускников негосударственных вузов.

Отличия относительно предпочитаемых государственными и негосударственными вузами форм обучения объясняются рядом обстоятельств. главное из них заключается в том, что негосударственные вузы, как правило, не могут приобрести учебные здания и помещения за счет собственных средств, так как не могут накопить (в силу существующего налогового законодательства) достаточных для этого ресурсов. В свою очередь, соблюдение лицензионных нормативов, предусмотренных для студентов дневной формы обучения, требует значительных расходов на аренду помещений, доля которых в общей смете расходов может достигать 37,0-39,0% (вместе с коммунальными платежами).

Другое обстоятельство, нашедшее отражение в преобладании заочной формы обучения в негосударственных вузах, заключается в том, что, конкурируя с государственными вузами за прием студентов, негосударственные высшие учебные заведения вынуждены более активно продвигать свои образовательные услуги к населению, живущему в относительно небольших городах. Укажем в этой связи, что, например, в Свердловской области действуют 52 вуза, из которых 48 расположены в г. Екатеринбурге. В этом случае негосударственные вузы способствуют значительному снижению затрат студентов и их родителей на получение высшего образования путем значительной экономии на издержках по питанию и проживанию (не менее 35-40% ).

Таким образом, процесс реформирования системы высшего образования привел не только к реструктуризации перечня специальностей и направлений подготовки в государственных вузах, к появлению негосударственных высших учебных заведений, но и перевел вопрос о разделении затрат по финансированию высшего образования в плоскость реально существующего, а потому требующего своего осмысления и нахождения оптимальных вариантов решения.

Интересно отметить, что по результатам опроса студентов негосударственных вузов  г. Екатеринбурга учеба 76% оплачивается родителями. Можно, следовательно, предположить, что обучение оставшихся 24% студентов негосударственных вузов оплачивают предприятия, на которых, как правило, работают родители студентов. По нашим данным этот показатель существенно ниже, и, более того, он обнаруживает тенденцию к неуклонному понижению. Так, в 1994 г. обучение 18,2% студентов НОУ УИЭУП оплачивалось на основе трехсторонних договоров, заключенных между институтом, предприятием и студентом, в 1998 г. - только 3,0% студентов и в 2000 г. - 4,0%. Приходится заключить ( и это подтверждают результаты другого опроса, проведенного среди руководителей предприятий гг. Екатеринбурга и Каменска-Уральского весной 2001 г.), что руководители предприятий выражают скорее готовность оплачивать повышение квалификации своих сотрудников, а не получение образования детьми сотрудников. В этой связи предоставление целевых кредитов домашним хозяйствам для получения образования выглядит весьма актуальной проблемой. Вместе с тем, учитывая неразвитость финансово-кредитных отношений в недалеком прошлом нашей страны, отсутствие практики кредитования у домашних хозяйств и привычки платить за такие блага, как образование и здоровье, могут возникнуть серьезные не только экономические, но и "культурные барьеры" на пути развития отношений кредитования образования. О наличии такого рода барьеров могут, в известной мере, свидетельствовать данные опроса представителей менеджерского звена предприятий гг. Екатеринбурга и Каменска-Уральского, полученные нами в мае-июне 2001 г. При выяснении условий, на которых представители менеджерского звена готовы были бы обучаться по программам дополнительного профессионального образования, им были предложены следующие варианты ответов: готов обучаться и оплачивать обучение самостоятельно; готов обучаться, если обучение оплатит предприятие; готов обучаться, если будет предоставлен кредит на обучение. Полученные ответы распределились следующим образом: 37,5% опрошенных готовы учиться и оплачивать обучение самостоятельно; столько же (37,5%) будут обучаться, если за обучение заплатит предприятие; и только 12,5% ответили, что готовы взять кредит, чтобы пройти обучение.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Александр Евгеньевич Рябов
Директор школы. 2003.  № 9. С. 51-56. 
[Статья]
Сергей Анатольевич Беляков
[Книга]
Сергей Анатольевич Беляков
[Книга]
Сергей Анатольевич Беляков
[Книга]
Григорий Викторович Андрущак
Вопросы образования. 2006.  № 1. С. 110-112. 
[Статья]
Николай Петрович Макаркин, Олег Борисович Томилин
Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 9-13. 
[Статья]