Эксоцман
на главную поиск contacts

Читальный зал: обзоры статей

Опубликовано на портале: 16-06-2004

 

Долженко О. Институциональная оценка: стратегия качества / О. Долженко // Alma mater. - 1996. - № 1.

Сегодня вопросы качества в деятельности высшей школы стали ключевыми. Что оценивать? Насколько научны и обоснованны подходы к оценке учебных заведений? - пока они остаются открытыми. Существует определенный скептицизм в отношении к практике оценки вообще. В самом деле, если за эталонные показатели взяты данные известных вузов, то еще надо доказать, что их известность совпадает с качеством оказываемых ими услуг. Легко представить случаи, когда собственно оценка такого качества порождается не только подлинными достижениями этих учебных заведений, но и некоторыми привходящими обстоятельствами. Это - во-первых. А во-вторых, оценку качества деятельности вузов нужно непосредственно увязывать и с состоянием среды, в которой живет учебное заведение. По-разному следует оценивать деятельность учебных заведений, переживающих этап становления, и учебных заведений, которые существуют уже многие десятилетия. При общих стратегических целях эти учебные заведения решают практически разные задачи. Учет этих факторов может дать неожиданные результаты: более высокое качество могут продемонстрировать вузы, никогда не фигурировавшие в числе элитных. Словом, в подходах к проблеме качества еще много уязвимого.

В докладе, подготовленном Конференцией ректоров европейских университетов (КРЕ) о возможных путях становления практики международной оценки качества учебных заведений "Institutional evaluation : quality strategies" (CRE - action. - 1996. № 107), отличительная черта состоит в том, что его авторы , учитывая отсутствие в Европе достаточно отработанной социальной концепции качества высшего образования (в том виде, как она представлена в практике высшей школы США), приходят к выводу о невозможности введения традиционной аккредитационной процедуры в Европе. Как ни странно, но этот вывод позволяет им сделать следующий плодотворный шаг: в условиях динамичных преобразований жизни общества наиболее важными становятся показатели качества учебного заведения с точки зрения способности к развитию и адаптации к новым условиям, причем эти показатели должны отражать способность учебного заведения к развитию в целом. Они должны соотноситься и с программой стратегического менеджмента, целевые установки которого должны быть сориентированы на выявление социальной концепции высшего образования, интепретируемой в категориях внутренних показателей деятельности учебного заведения.

 

Карлов Н. В. Оценка затрат на высшее образование / Н. В. Карлов // Alma mater. - 1996. - № 1.

Принимая как самоочевидную истину утверждение, что национальное богатство страны создается трудом ее самодеятельного населения и что этот труд эффективен только тогда, когда доля высокообразованных людей весьма заметна, приходим к естественному выводу: высшее образование как социальное благо и социальная необходимость должно в той или иной форме оплачиваться обществом. Зарплата профессорско-преподавательского состава (ППС) и есть отправная точка всех дальнейших расчетов. Заработная плата административно-хозяйственного и вспомогательного персонала, содержание зданий и сооружений и проведение необходимой научной работы, оплата коммунальных услуг, выплата стипендий - суть основные позиции расходной сметы высшего учебного заведения. И каждая из них "тянет" по своему размеру на уровень зарплаты ППС. В результате получается более чем простая формула - расходы на высшее образование равны произведению численности когорты молодых людей в возрасте начала процесса образования на средний заработок по стране.

При двух 2 млн. чел. и 12 млн. руб. годового заработка они составят 24 трлн. руб. в год.

 

Востриков А. Инновационная деятельность в Новосибирском техническом университете / А. Востриков // Alma mater. - 1996. - № 2.

В условиях недостаточного финансирования фундаментальных научных исследований необходим поиск внебюджетных источников финансирования, одним из которых может стать инновационная деятельность. Именно поэтому весьма своевременным представляется принятие Федеральной программы "Российская инжиринговая сеть технических нововведений" ("Инжиринг-сеть России"), которая ориентирована на создание в стране инновационной инфраструктуры.

В рамках этой программы в НГТУ создан Новосибирский региональный центр инжиниринга, являющийся членом Ассоциации центров инжиниринга и автоматизации (АЦИА). Из четырех направлений, намеченных в Федеральной программе (общесетевое, обеспечивающее, региональное и отраслевое), для Центра наиболее важным является обеспечивающее - создание арсенала базовых средств по подготовке кадров, разработке проектов и управлению ими, информационной подсистемы и научно-технической базы для ускоренного выполнения инновационных проектов. С целью создания основ инновационной инфраструктуры университетом устанавливаются связи с зарубежными фирмами для использования научных разработок в совместных проектах с привлечением новейших технологий и инструментальных средств инжиниринга.

 

Мексиканская высшая школа сегодня // Высшее образование в России. - 1996. - № 2.

Страны Латинской Америки (о чем свидетельствует пример Мексики) в канун нового века ищут пути сохранения и преумножения своего научного потенциала, разрабатывают новую модель образования, в рамках которой высшей школе отводится одно из главных мест. Не трудно видеть, что проекты модернизации высшего образования в Мексике нацелены прежде всего на то, чтобы и теория и практика вузовского обучения больше, чем прежде, отвечала насущным нуждам национального экономического и социального развития.

 

Кроль В. Мировые системы высшего образования: Сравнительный анализ профессиональной структуры выпусков / В. Кроль, Е. Краснушкин, Т. Назарова. // Высшее образование в России. - 1996. - № 2. - С. 130-138.

Вступление России на рыночный путь и интеграция с мировой системой неизбежно ведут к изменениям в экономической инфраструктуре. Соответственно изменится и профессиональная структура спроса на выпускников высших учебных заведений на рынке труда.

Результаты анализа, основанные на статистических данных позволили сделать следующие основные выводы:

1. Различия между структурой выпуска специалистов России и развитых стран вдвое превышают различия между развитыми странами.

2. Наибольшие различия России от развитых стран касаются доли инженерно-технических профессий, которая в России в четыре раза выше, чем в США; доли специалистов сельского хозяйства, которая в России в 15 раз выше, чем во Франции и в 7,5 раза выше, чем в США, доли гуманитарных наук, которая в России в 10 раз меньше, чем во Франции и в 5 раз меньше, чем в США.

3. Наиболее близкая к России по структуре выпуска Германия отличается тем не менее в 7 раз большей долей гуманитарных наук, в 3,5 раза меньшей долей экономистов, в 1,5 раза меньшей долей инженерно-технических профессий и в 2,5 раза меньшей долей сельскохозяйственных профессий.

На основе этих выводов можно прогнозировать изменение профессиональной структуры выпуска высшей школы России.


[Обзор] // Университетское управление: практика и анализ. - 1997. – № 1(1).



Ссылки
текст статьи на сайте "Университетского управления": http://unimgmt.eunnet.net/unimng/N1(1)_1997/win/
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Стелла Георгиевна Григорьева
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 11. С. 9-12. 
[Статья]
Александр Евгеньевич Рябов
Директор школы. 2003.  № 9. С. 51-56. 
[Статья]
Сергей Анатольевич Беляков
[Книга]
Сергей Анатольевич Беляков
[Книга]
Е.Н. Чудаев
Экономические науки. 2011.  № 3. С. 221-225. 
[Статья]
Сергей Анатольевич Беляков
[Книга]
Сергей Анатольевич Беляков
Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 49-52. 
[Статья]