Эксоцман
на главную поиск contacts

Социальная реабилитация "нетипичных" детей

английская версия

Опубликовано на портале: 03-05-2006
Рассматриваются проблемы выбора адекватных практик взаимоотношений с нетипичными детьми (отличными от обычных вследствие физических нарушений и функциональных ограничений после перенесенных заболеваний, ввиду отклонений или недостатков интеллектуального развития и т.д.) в обычных школах и детских дошкольных учреждениях. Рассказывается об опыте работы с нетипичными школьниками в Норвегии в так называемых ресурсных центрах. Автор в ходе стажировки в университете Осло посетила несколько таких центров, в том числе Skadalen kompetansesenter – ресурсный центр для обучения детей с нарушениями слуха и слепо-глухих детей, куда регулярно направляются нетипичные школьники – для полной диагностики, выявления проблем,разработки стратегий нормализации и рекомендаций. В проводимой в школах Норвегии реабилитационной работе с детьми широко применяются технологии помощи, включающие три компоненты – приспособления, действия и отношения, помогающие человеку «осваивать жизненное пространство настолько легко и независимо, насколько это возможно» (с. 86). Представлен также опыт социальной работы с "нетипичными" детьми в США. Отмечается, что идея социального включения связана с теорией семейных систем и программами раннего вмешательства, получившими в США законодательную поддержку в 1975 г. На примере случаев аутизма (психическое заболевание, характеризуется уходом от внешнего мира и замыканием в себе, вплоть до отсутствия реакции на обращения другого человека), показана практика включения больного ребенка в общение с социальным окружением, дополняющего медикаментозное лечение. По мнению автора, основной недостаток медицинских и социально-психологических практик в социальной и медицинской терапии подобных заболеваний, и шире -помощи в лечении и развитии "нетипичных детей" в России заключается в "дискретности осуществления подобных мероприятий" (с. 89). Приведены фрагменты из интервью с родителями таких детей, проведенных автором в Саратовском областном реабилитационном центре. Выводы: Социальное включение аутичных детей в образовательные программы и структуры требует пересмотра концепции и форм профессиональной подготовки медиков, педагогов, социальных работников. Государство призвано задавать тон в организации оказания помощи семьям с "нетипичными детьми", обеспечивать условия для их включения и интеграции в нормальную жизнь.
PDF Document
сохранить
[295 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
И А Григорьева, Светлана Петровна Чернышова
Журнал социологии и социальной антропологии. 2009.  Т. 12. № 2. С. 186-196. 
[Статья]
Розалия Семеновна Черепанова
Неприкосновенный запас. 2009.  № 1.
[Статья]
Виктория Александровна Сидорова
Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 83-94. 
[Статья]
Светлана Сергеевна Ярошенко
Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 71-83. 
[Статья]
Наталья Владимировна Панкевич
Общественные науки и современность. 2015.  № 3. С. 78-89. 
[Статья]