Эксоцман
на главную поиск contacts

Философия новой музыки

Опубликовано на портале: 16-02-2004
Москва: Логос, 2001, 352 с.
“…Наряду с «Теорией романа» Лукача и «Происхождением немецкой трагедии» Беньямина, «Философия новой музыки» Адорно причисляется к тем произведениям, которые установили новые мерки для философской эстетики как глубиной своих концепций, так и своей изобразительной силы”
(Из аннотации к книге)

«Философия новой музыки», написанная Адорно в 1949 г., явилась программным произведением, ставящим своей целью утвердить новый взгляд на природу «музыкально-прекрасного» или даже создать новую музыкальную эстетику, в центр которой поставлены образцы творчества композиторов нововенской школы. Парадоксальность этого опуса Адорно состоит в том, что, будучи апологией нововенского музыкального авангарда, «Философия новой музыки» появляется именно в то время, когда творчество Шёнберга, Веберна и Берга уже не нуждалось в «защите», став неотъемлемой частью «высокой классики» музыкального искусства XX в., а использование выработанной в творчестве Шёнберга и его учеников т.н. «серийной техники» стало своего рода показателем «искушенности» и «мастерства» композитора.
Одним из центральных положений книги Адорно является утверждение о фашизоидном характере индустрии культуры, тиражирующей образцы низкопробного quasi-искусства и постоянно воспроизводящей в звуковой форме рационально-тоталитарную идеологию «неподлинного» общества. Вместе с тем утверждение и воспроизводство враждебных индивиду социальных форм производится, по мнению Адорно, и в музыке композиторов-традиционалистов (к каковым, например, им относится Я. Сибелиус), а также сочинениях тех композиторов-модернистов, новаторство которых не идет дальше «внешнего» обновления средств выразительности. В особенности это относится к творчеству композиторов неоклассицистской стилевой ориентации (прежде всего И. Стравинского), а также тех композиторов, которые, как утверждает Адорно, ориентировались в своих quasi-современных опусах на образцы массовой культуры, не скрывая социальной ангажированности своего творчества (Д. Шостакович).
Ключевые слова

См. также:
Григорий Германович Попов
TERRA ECONOMICUS. 2010.  Т. 8. № 2. С. 154-160. 
[Статья]
Сергей Вадимович Дамберг, Вадим Евгеньевич Семенков
Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 2. С. 173-181. 
[Статья]
Б.В. Гнилов
Общественные науки и современность. 2006.  № 1. С. 160-168. 
[Статья]
Наталья Шантырь
Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 142-154. 
[Статья]
Вячеслав Георгиевич Лукьянов
Социологические исследования. 2012.  № 10. С. 60-69. 
[Статья]
Дмитрий Николаевич Замятин
Общественные науки и современность. 2011.  № 6. С. 165-173. 
[Статья]