Эксоцман
на главную поиск contacts

Masculinities

Опубликовано на портале: 03-04-2004
Изд-во: Blackwell Publishing Company, 1995, 295 с.
Тематический раздел:
В своей книге, посвященной анализу моделей мужественности, Р. Коннелл указывает на то, что маскулинность не представляет собой когерентный объект социального познания, и поэтому она должна рассматриваться как компонент общей структуры гендерных отношений. Автор предлагает обзор основных теоретических подходов к изучению маскулинности как категории гендерного анализа (психоаналитический подход, поло-ролевой и др.), уделяет особое внимание рассмотрению мужского тела и телесных практик как продуктов социокультурного процесса. Коннелл выделяет четыре основных способа категоризации маскулинности: эссенциалистский, позитивистский, нормативный, семиотический. Исходя из конструктивистских позиций Коннелл предлагает определять категорию мужественности как конфигурацию гендерных практик повседневной жизни, для чего и вводит понятие культурной репрезентации маскулинности. По мнению автора, в силу многозначности и изменчивости мужественности и женственности, возможна манипуляция этими понятиями. Их отдельные составляющие могут в определенные периоды подчеркиваться в СМИ и иных видах общественного дискурса. По Коннеллу мужественность и женственность представляют собой многомерный конструкт, состоящий из достаточно большого числа бинарных оппозиций, что создает возможность манипуляции ими. Автор выделяет четыре типа отношений среди разных типов маскулинности: гегемония, субординация, соучастие, маргинализация. В этой работе Коннелл критически переосмыслил подход к рассмотрению гегемонной маскулинности в качестве стратегии и предложил определять эту категорию как конфигурацию гендерных практик, которая воплощает конвенциональный ответ на проблему легитимности патриархата, гарантирующего мужчинам обладание позицией доминирования, а женщинам - подчиненное положение. В этой же работе им был описан ряд сущностных особенностей этого типа мужественности. Во-первых, проект гегемонной маскулинности осуществим только в случае соответствия между культурными идеалами и институциональной властью над коллективном, а не на индивидуальном уровне. Во-вторых, в своем подходе к изучению мужественности автор сделал акцент на исторически обусловленном характере гегемонии, т.е. в случае изменения структурных условий общества, разрушений оснований господства доминирующей группы другие группы мужчин могут отвергнуть старую форму гегемонии и создать новую. В-третьих, видимыми репрезентантами доминантного типа мужественности могут быть мужчины, обладающие не только реальной (экономической, политической), но также и символической властью, например, актер кино, ведущие теле- и радиопрограмм, музыканты, спортсмены, персонажи литературных произведений и проч.

Preface
Part I Knowledge and its Problem
1. The Science of Masckulinity
2. Men's Bodies
The Social Organization of Masculinity
Part II Four Studeis of the Dymanics of Masculinity
Introduction
4. Live Fast and Die Young
5. A Whole New World
6. A Very Straight Gay
7. Man of Reason
Part III History and Politics
8. The History of Masculinity
9. Masculinity Politics
10. Practice and Utopia
Notes
Bibliography
Index
Ключевые слова

См. также:
Ирина Наумовна Тартаковская
Рубеж (альманах социальных исследований). 2000.  № 15. С. 168-187. 
[Статья]
Ирина Наумовна Тартаковская
[Книга]
Е.И. Трофимова
Общественные науки и современность. 2007.  № 3. С. 166-173. 
[Статья]
Вера Владимировна Гаврилюк
Социологические исследования. 2004.  № 3. С. 98-103. 
[Статья]
Жанна Владимировна Чернова
Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010.  № 3. С. 221-224. 
[Статья]