Эксоцман
на главную поиск contacts

Три рассуждения о либерализме и либерализмах.

Опубликовано на портале: 08-02-2010
ПОЛИС: Политические исследования. 1994.  № 3.
Интерес к истории либеральной мысли — за рамками сугубо академических философских штудий — возможен при условии, что в ее постижении ухватывается, рефлектируется некая существенная проблема, не решенная Современностью, но воспроизводимая ею. В этом смысле либерализм не интересен для политической философии (хотя может быть привлекателен для пропаганды или политологического описания механизмов функционирования "либеральных" систем) и если он уже состоялся, воплотившись в действительности, пусть с оговоркой "в принципе и в основном", и если он безнадежно устарел. В первом случае он предстает проблемой не на уровне всеобщего, знание о котором и есть философия, а лишь на уровне особенного — с точки зрения возможностей применения уже реализованной модели к странам или сферам общественной жизни, еще не "либерализованным" в силу специфических обстоятельств. Во втором случае он вообще заслуживает внимания в той мере, в какой он "снят" позднейшими формами мысли, несущими в себе нерешенные проблемы Современности. Таким образом, актуальность либерализма для политической теории доказуема лишь при условии, что либерализм, во-первых, является становящейся мыслью, во-вторых, его становление соразмерно и соответственно движению некоторой сущностной проблемы Современности.
PDF Document
сохранить
[100 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Питирим Александрович Сорокин
[Книга]
Наталья Евгеньевна Тихонова
TERRA ECONOMICUS. 2011.  Т. 9. № 2. С. 60-85. 
[Статья]
Елена Анатольевна Лукьянова
Общественные науки и современность. 2020.  № 3. С. 95-111. 
[Статья]
Владик Сумбатович Нерсесянц
Социологические исследования. 2001.  № 10. С. 3-15. 
[Статья]
Леонид Соломонович Мамут
Общественные науки и современность. 2011.  № 5. С. 76-81. 
[Статья]
Дэниэл Дэннет
Логос. 2008.  № 4. С. 3-27. 
[Статья]