Эксоцман
на главную поиск contacts

Психология конкуренции в обучении

Опубликовано на портале: 17-05-2010
Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006, 231 с.

В книге рассматриваются три взаимосвязанных области развертывания конкуренции в обучении и образовании: конкуренция образовательных парадигм, претендующих на большую адекватность и эффективность в современных условиях; конкуренция средств диагностики развивающего эффекта обучения (на примере конкуренции тестов познавательного развития); конкуренция участников образовательного процесса. Особое внимание уделено проблеме хищнической конкуренции: преднамеренному противодействию обучению конкурентов, а также троянскому обучению - обучению тому, что противоречит интересам обучаемых. Представлены разные теоретические подходы к проблемам конкуренции и результаты эмпирических исследований. Обсуждаются нравственные проблемы и моральные риски конкуренции в обучении, а также ее когнитивные и развивающие аспекты.

Для психологов, педагогов, конфликтологов и представителей смежных дисциплин.


Введение 4
Часть 1. Развитие способностей к саморазвитию: конкуренция парадигм "школы инвариантности" и "школы неопределенности" 5
Два типа познавательного отношения к миру и обучение 5
Чему учить? Представления о комплексных задачах и их решении в условиях неопределенности 10
Преодоление "иллюзии универсального" 15
Ограничения познания реальных сложных систем 17
Ограничения и возможности идеальных систем 19
Средства познания комплексных динамических систем 30
Метод проб 31
Многофакторное экспериментирование 35
Мотивы, эмоции, цели 39
Понятия 41
Образы 43
"Лево- и правополушарное" мышление – анализ и синтез 44
Сравнение конкурирующих альтернатив и оценка отношений превосходства 48
Рефлексия при решении комплексных проблем 55
Психологические трудности понимания системно-динамического подхода 57
Баланс методов обучения 59
Часть 2. Проблема тестирования: конкуренция средств диагностики познавательного развития 61
Представление о типах конкуренции психодиагностических средств 61
Тесты интеллектуальных, творческих и исследовательских способностей 62
Тест творчества – "синяя птица" психологии 69
ЧАСТЬ 3. КОНКУРЕНЦИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 75
Соревнование как метод обучения и воспитания 75
Конфликтность интересов участников образовательного процесса 78
Примеры противодействия обучению других субъектов и их троянского обучения. 79
Распространенность противодействия обучению: опрос россиян и американцев 85
Причины противодействия обучению и развитию других субъектов 90
Подходы к анализу противодействия обучению и развитию 92
Троянское обучение как преднамеренная дезориентация 101
Сопротивление негативным воздействиям и ответственность за развитие (ориентация вопреки дезориентации) 106
Самостоятельное исследовательское поведение как средство нейтрализации противодействия конкурента 108
Создание и преодоление трудностей 109
Влияние помощи и противодействия на развитие 111
Типология ситуаций содействия и противодействия чужому обучению и развитию 116
ПРОГНОЗ 124
Литература 126

Ключевые слова

См. также:
Д.Н. Владиславлев
Экономические науки. 2011.  № 3. С. 19-22. 
[Статья]
Александр Николаевич Дубянский
[Учебная программа]
Надежда Михайловна Розанова
TERRA ECONOMICUS. 2005.  Т. 3. № 1. С. 43-61. 
[Статья]
Harrison C. White
Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 4. С. 13-27. 
[Статья]
В.В. Мельников
TERRA ECONOMICUS. 2014.  Т. 12. № 2. С. 34-41. 
[Статья]
Sri R.M. Andayani, Daniel S. Tilley
Journal of Agricultural and Applied Economics. 1997.  Vol. 29. No. 2. P. 279-289. 
[Статья]