Эксоцман
на главную поиск contacts

Стратегия-2020: новые контуры инновационной политики

Опубликовано на портале: 27-12-2011
Форсайт. 2011.  Т. 5. № 4. С. 8-30. 

В статье представлены итоги работы экспертной группы №5 «Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе» по корректировке «Стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 г.».  Участниками группы проведен детальный анализ ситуации в российской инновационной сфере и сформулированы рекомендации по выбору стратегических приоритетов государственной политики, а также конкретных инструментов регулирования, которые могут быть реализованы в самом ближайшем будущем.

В отношении текущей ситуации среди ключевых вызовов выделены: усиливающаяся зависимость России от внешней конъюнктуры, растущие социально-экономические риски, сложности с адекватным реагированием на быстроменяющиеся глобальные тренды, серьезные разрывы между основными субъектами инновационной системы, неравный доступ различных социальных групп к новым технологиям и инновациям. К наиболее существенным позитивным трендам отнесены: введение новых инструментов регулирования, постепенное расширение круга игроков в инновационной сфере, рост бюджетного финансирования исследований и разработок.

Предложены три возможных сценария развития событий: инерционный, предполагающий низкие темпы экономического роста при сохранении сырьевой ориентации экономики; прогрессорский, предусматривающий форсированное встраивание в глобальные процессы, и переход к постиндустриальной модели; а также умеренный, обладающий наибольшей вероятностью  реализации. Реализация того или иного сценария зависит от политического выбора на ключевых развилках в таких областях, как законодательство, регулирование, наука, и ряд других. Например, в сфере образования предстоит сделать выбор между «мягкой» адаптацией существующих образовательных программ в соответствии с меняющимися потребностями экономики и усилением акцента на развитии специальных профессиональных компетенций.

Сформулированы базовые направления перспективной инновационной политики: переход от фокусирования на поддержке отдельных инновационных проектов, соответствующих  жестко установленным технологическим приоритетам, к стимулированию массовых инноваций во всех секторах экономики, включая низкотехнологичные; секторальная дифференциация приоритетов, критериев, инструментов политики; сбалансированная поддержка инноваций в высоко- и низкотехнологичных секторах; отказ от жесткой иерархии в управлении в пользу децентрализации, наделения регионов, институтов развития, бизнес-ассоциаций и других субъектов более широкими полномочиями;  поддержка сетевой кооперации на всех уровнях; усиление ориентации на результат при принятии решений; обеспечение баланса тематических и функциональных приоритетов политики в целях ликвидации возможных провалов в инновационном цикле. Подчеркнута важность акцентов на социальных эффектах инновационной политики, поддержке креативного класса, подготовке предпринимателей, менеджеров и профессионалов для инновационной сферы и экономики в целом.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Юлия Викторовна Развадовская, Инна Константиновна Шевченко, М.А. Грезина
TERRA ECONOMICUS. 2015.  Т. 13. № 4. С. 65–82. 
[Статья]
Г.Ф. Галиева
Экономические науки. 2011.  № 8. С. 41-46. 
[Статья]
Jonathan David Levin, Susan Carleton Athey
Massachusetts Institute of Technology Department of Economics Working Paper Series. 2001.  No. 98-24.
[Статья]
М.И. Пиканов
Экономические науки. 2011.  № 4. С. 58-62. 
[Статья]
Джон Джеймс Киртон
Вестник международных организаций. 2009.  № 3. С. 62-78. 
[Статья]
Анна Владимировна Соколова
Полития. 2008.  № 4. С. 152-162. 
[Статья]
Майкл Канн
Форсайт. 2008.  Т. 2. № 2. С. 56-65. 
[Статья]