Эксоцман
на главную поиск contacts

Адаптивное поведение и институты в организации учебного процесса

английская версия

Опубликовано на портале: 10-01-2017
TERRA ECONOMICUS. 2016.  Т. 14. № 4. С. 119-141. 
Институциональные изменения в сфере высшего образования происходят очень быстрыми темпами. Реформирование осуществляется в чрезвычайно сжатые сроки. Так как университеты становятся крупнее и дороже обходятся государству, административное давление нарастает,увеличивается и количество контрольных процедур и регулирующих механизмов. В то же время, атмосфера в высших учебных заведениях становится более напряженной, увеличивается неопределенность. По этой причине преподавателям и студентам, вовлеченным в образовательный процесс, приходится приспосабливаться к постоянно изменяющимся и усложняющимся правилам. Институциональная экономическая теория и методы качественного анализа послужили в качестве концептуальной основы исследования для выявления и объяснения механизмов адаптации в сфере высшего образования. В статье мы попытались идентифицировать модели адаптивного поведения акторов, вовлеченных в образовательный процесс, проанализировав глубинные интервью, проведенные в университетах Ростовской области. Результаты качественного анализа 50 интервью свидетельствуют о том, что реформы, осуществляющиеся в российском высшем образовании, зачастую воспринимаются как непродуманные и не комплементарные существующим правилам и ценностям, поскольку порядок проведения преобразований и ожидаемые результаты не обсуждаются с научным сообществом. Преподаватели стремятся минимизировать последствия новых порядков через послушание, слепо выполняя распоряжения руководства, и оппортунистическое поведение. Большая часть студентов тем временем склонна принимать изменения. В качестве необходимого условия развития сферы высшего образования предлагается обязательная организация публичных дискуссий с вовлечением в процессы реформирования самих представителей сообществ, образующих систему образования.
PDF Document
сохранить
[443 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Вопросы образования. 2013.  № 1. С. 174-182. 
[Статья]
Е.Н Дик
Отечественная история. 1993.  № 4. С. 153-158. 
[Статья]
Вестник международных организаций. 2007.  № 7. С. 71-75. 
[Статья]
Ирина Анатольевна Полуэхтова
Социологические исследования. 1994.  № 10. С. 113-119. 
[Статья]
Вестник международных организаций. 2006.  № 3. С. 61-65. 
[Статья]
Екатерина Николаевна Васильева, Хао Чэнь
Вестник международных организаций. 2011.  № 3. С. 20-26. 
[Статья]