Эксоцман
на главную поиск contacts

Реформы, неявное знание и институциональные ловушки в сфере образования и науки

английская версия

Опубликовано на портале: 06-07-2019
TERRA ECONOMICUS. 2019.  Т. 17. № 2. С. 146-162. 
Тематический раздел:
Реформирование сферы образования и науки осуществляется под значительным влиянием неолиберальной риторики и идей менеджеризма. Меры регулирования академической сферы предполагают, что результаты деятельности образовательных и научных организаций должны сводиться к четким, объективным и сравниваемым количественным показателям. В статье реформы в сфере образования и науки рассматриваются в контексте влияния неолиберальной повестки на формирование устойчивых неэффективных институциональных равновесий, или институциональных ловушек. Недооценка роли неявного знания в ходе реформирования сферы образования приводит к моделям поведения, которые не учитывают специфических академических ценностей, специфического социального капитала и институтов. Роль неявного знания в академической сфере связана с теми возможностями для деятельности и эффективного выбора, которые оно дает профессионалам. Для идентификации институциональных ловушек в российской сфере образования и науки мы использовали качественные методы: анализ нарративов основных акторов и анкетирование. Фактическое игнорирование проблемы формирования и использования неявного знания в сфере образования и науки наиболее рельефно выражено в двух институциональных ловушках: редукции качества образования, а также электронизации и цифровизации. В среднесрочной перспективе негативное влияние институциональной ловушки редукции качества образования может усилиться вследствие разрушения институциональной среды и снижения качества человеческого и социального капитала в академической сфере. Электронные коммуникации не позволяют передавать некодируемые или неявные знания. Вследствие электронизации наблюдается неконтролируемое сокращение преподавателей, а также излишняя регламентация и бюрократизация, что оказывает влияние на трансформацию организационных механизмов в сфере образования и науки.
PDF Document
сохранить
[325 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Максим Александрович Корытцев
TERRA ECONOMICUS. 2005.  Т. 3. № 2. С. 132-135. 
[Статья]
Рустем Махмутович Нуреев
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2013.  Т. 5. № 1. С. 6-20. 
[Статья]
Е. Лисин, Павел Оклей, Анетта Зиелиньска
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2019.  Т. 11. № 1. С. 144-154. 
[Статья]
Мария Семеновна Круглова
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2018.  Т. 10. № 3. С. 49-57. 
[Статья]
Владимир Викторович  Ладыгин
Вопросы государственного и муниципального управления. 2011.  № 4. С. 16-27. 
[Статья]
Мария Семеновна Круглова
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2021.  Т. 13. № 4. С. 101-111. 
[Статья]
Леонтий Георгиевич Бызов
Общественные науки и современность. 2018.  № 4. С. 58–74. 
[Статья]