Эксоцман
на главную поиск contacts

«Утроенный провал» институционального проектирования в реформировании высшего образования России

английская версия

Опубликовано на портале: 02-01-2021
В статье характеризуются причины и последствия «утроенного провала» в сфере реформирования высшего образования России. Эти умножающиеся негативные эффекты явились результатом деятельности эксклюзивного «клуба» проектировщиков и заказчиков. В качестве проектировщика в него входит узкое по составу «либеральное» экспертное сообщество, включающее группу элитных университетов и научных центров. В роли заказчика выступает российское государство, представленное двумя взаимосвязанными субъектами: правящей группой и политизированными администраторами «научно-образовательных ведомств». Первичный провал выражается в выборе в качестве образца институциональных проектов, реализация которых в странах ЕС и США не привела к повышению качества высшего образования. При этом не были выявлены проблемы, связанные с тем, что внедряемые инструменты нового государственного менеджмента во многом оказались неспособными оценивать социальную эффективность высшего образования. Это связано со спецификой создаваемых в этой системе благ, которые являются, во-первых, доверительными, во-вторых, создающими обширный круг положительных экстерналий. Вторичный провал заключается в декларативном характере заявленного приоритета повышения социальной эффективности высшего образования в России. Это проявилось в том, что реализация проектов реформ не ведет к достижению заявленных конечных результатов, связанных с повышением качества высшего образования, удовлетворением потребностей национальной экономики в человеческом капитале, и возможностями для развития социума. На практике внедряемые формальные институты резко усиливают дифференциацию социально-экономического развития субъектов РФ. Это не просто непреднамеренное следствие действий реформаторов, а результат их реальной ориентации на цели частной эффективности. Третичный провал связан с тем, что проектировщики и заказчики, реализуя свои краткосрочные частные интересы, запустили процесс «саморазрушения» всей системы высшего образования и науки в долговременном периоде. Сформировавшийся в данной сфере «анклав богатства» поглощает ресурсы страны, подрывая в долговременном периоде возможности собственного развития и даже выживания.
PDF Document
сохранить
[489 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Вопросы образования. 2013.  № 1. С. 174-182. 
[Статья]
Вестник международных организаций. 2007.  № 7. С. 71-75. 
[Статья]
Вестник международных организаций. 2006.  № 3. С. 61-65. 
[Статья]
В.С. Сенашенко, Е.А. Конькова, М.Н. Комбарова
Университетское управление. 2011.  № 3. С. 75-81. 
[Статья]
Виктор Анатольевич Эстрайх
Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 126-128. 
[Статья]