Эксоцман
на главную поиск contacts
Поиск
Автор:
Название:
Учебное заведение:
Всего учебных программ в данном разделе: 32

Учебные программы

Авторы:
все А Б В Г Д Е Ж З И ЙК Л МН О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N OP QRS TUV W XYZ
 
Названия:
А Б В Г Д ЕЖ ЗИ ЙК Л М Н О П Р С Т У Ф ХЦ ЧШЩЭ ЮЯ
ABC DE F G HIJKL M NO P QR S T UVW XY Z
 

Опубликовано на портале: 05-07-2003
Наталья Вячеславовна Анохина, Ольга Александровна Малаканова, Елена Юрьевна Мелешкина
2002
Курс "Социология политических процессов" ориентирован на подготовку специалистов, способных исследовать социальные аспекты политической жизни в условиях социально-политической трансформации. Целью курса является систематическое и развернутое изложение современных представлений о политических процессах, об особенностях их протекания в России и посткоммунистических странах. Курс направлен на формирование у студентов знаний и навыков, позволяющих грамотно исследовать социальные аспекты политической жизни в условиях социально-политической трансформации. Курс включает лекции и ряд семинарских занятий, на которые выносятся наиболее сложные вопросы, а также вопросы, требующие самостоятельной работы студентов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Основы политологии [учебная программа]
Опубликовано на портале: 11-09-2004
Михаил Васильевич Ильин, Андрей Юрьевич Мельвиль
В учебном курсе «Основы политологии» изучается курс Политологии как общей науки о политике. В содержании курса рассматриваются следующие основные темы: СТановление и развитие политологии. Политологические дисциплины. Политическая социология. Политическая психология. Политическая философия. Политическая антропология. Сравнительная политология. Политическое развитие и политическая модернизация. Политическая идеология и политическое сознание и другие темы

К содержанию курса «Основы политологии» прилагается список рекомендованной литературы, сформированный отдельно по разделам содержания курса.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Социальная психология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 21-08-2003
Владимир Самуилович Магун
Курс преследует следующие основные задачи:

1. Сформировать у студентов социально-психологическое видение мира, понимание ими духа социальной психологии.

2. Обеспечить четкое понимание слушателями сущности научного подхода к социально-психологическим явлениям и закономерностям, отличие его от обыденного психологического познания. Привить уважение к таким научным ценностям как беспристрастность, обоснованность и надежность, преемственность научного поиска.

3. Создать предпосылки для применения социально-психологических знаний, полученных на экспериментальных моделях, к анализу и пониманию жизненной практики в семье, на производстве, в системах обслуживания, в личных взаимоотношениях людей и т.п.
ресурс содержит прикрепленный файл

Гендерология и феминология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 23-07-2004
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова
студенты 4 курса дневного отделения и 5 курса вечернего отделения
Объем общепрофессионального курса «Гендерология и феминология» - 128 часов.

Автором данного учебного курса подробно освящаются вопросы гендерология и феминологии в контексте гендерных отношений в системе прав человека, рассматриваются вопросы женского движения в прошлом и настоящем, становления гендерной идентичности на ранних этапах жизненного цикла и т.д. К содержанию программы спецкурса прилагаются:

  • тематический и почасовой план курса;
  • список основной литературы по всему курсу;
  • учебно-методические материалы, подготовленные Щегловой С.Н.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Общая социология. Часть 1. [учебная программа]
Опубликовано на портале: 31-07-2005
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова
2005
Цель курса - познакомить студентов с основами теоретического и прикладного социологического анализа основных логических и содержательных понятий. Задачи курса: сформировать умение оперировать конкретными структурообразующими и обобщающими элементарными понятиями социологического знания; ознакомить с некоторыми аспектами профессиональной и публичной (общественной) деятельности социологов в современной России. Обязательный минимум включает следующие понятия и темы: социальные общности как формы социальной организации индивидов и источник социальных изменений; социальные связи, взаимодействие между индивидами, группами, общностями; социальные институты и институциональные отношения; оценки и ценностные ориентации в структуре личности и культуры; массовое сознание и массовые действия, социальные изменения, источники социального напряжения; социальные процессы. Программа рассчитана на студентов-социологов I курса. Курс предполагает 24 часа лекций, 24 часов семинарских занятий и 10 часов контрольных работ, в том числе итоговой письменной работы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Социология возраста [учебная программа]
Опубликовано на портале: 11-08-2004
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова
2003
В учебной программе «Социология возраста» дается материал по следующим разделам:
основные функции социологии возраста,
главные цели применения социологического знания,
современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией,
основные методы и направления исследований;
теоретические концепции социализации и взросления,
об основных этапах социализации с точки зрения различных теорий и возрастных кризисах;

Обучающийся должен уметь организовать социологическое исследование в предметном поле социологии возраста, получать и обрабатывать информацию, использовать информационные технологии для поиска, сбора информации.

Объем курса «Социология возраста» - всего – 72 ч.(Аудиторные занятия – 32, Самостоятельная работа - 40 ч.)

К содержанию программы прилагаются:


Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Учебно-тематические планы занятий
План групповых занятий
Темы семинарских занятий, вопросы для обсуждения, темы для докладов
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
Примерные вопросы к зачету/экзамену
Список рекомендованной литературы (основной и дополнительной).

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Социология молодежи [учебная программа]
Опубликовано на портале: 31-07-2005
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова
2005
Цель спецкурса – формирование системы знаний по теориям и методическим подходам к изучению молодёжи в рамках отраслевой социологии. Задачи спецкурса: дать представления о сущности молодежи как социально-демографической группы, с точки зрения ее роли и места в общественном воспроизводстве; изложить основных социальных проблем, возникающих в связи с положением молодёжи в социальной структуре общества, с особенностями ее сознания и поведения; обеспечить необходимые знания о методах социологического исследования социальных проблем молодежи; дать представление об основных направлениях и формах реализации молодёжной политики государства.Обязательный минимум содержания программы включает следующие понятия и темы: социальный возраст; социально-возрастная стратификация; возрастной статус молодежи; возрастная роль; возрастное неравенство; возрастные этапы в структуре жизненного пути; поколение и возрастная когорта; социологические концепции молодежи; молодежные субкультуры; молодежная политика; специфика исследовательской и социально-проектной работы с молодежными возрастными группами. Программа предназначена для студентов-социологов V курса. Курс предполагает 18 часа лекций, 14 часов семинарских занятий и 10 часов контрольных работ, в том числе итоговой письменной работы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-07-2004
Ольга Григорьевна Максименко
Студенты 4 курс
Учебный курс «Введение в проблематику гендерных исследований: гендер, язык, культура» рассчитан на 20 часов.

В учебном курсе автор описывает современные теории гендера в социальных и гуманитарных науках.
Акцент делается на проблематику гендерных исследований в лингвистике и лингвокультурологии. В частности, анализируется то,
как конструируется гендер в языке,
как общаются лица разных полов в повседневной жизни, на рабочем месте,
какие стратегии используются ими в коммуникации,
рассматриваются средства выражения идеологии политической корректности в области обозначения половой принадлежности индивида.

В рамках данного курса делается попытка выявления культурно-значимых составляющих таких универсальных концептов как «мужественность» и «женственность», а также обсуждается гендерные аспекты массовой коммуникации.

К курсу прилагается:
список основной и дополнительной литературы,
а также список сообщений, отредактированных по темам обучения.

Форма аттестации: недифференцированный зачет.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Социальная политика [учебная программа]
Опубликовано на портале: 21-02-2004
Татьяна Михайловна Малева, Лилия Николаевна Овчарова, Оксана Вячеславовна Синявская, Сергей Владимирович Захаров, Сергей Владимирович Шишкин
Курс «Современная социальная политика» состоит из теоретической и прикладной частей. Первая часть – лекционная. В рамках теоретической части студенты знакомятся с основными теоретическими разработками в области современных методов социальной политики. Практическая часть курса проходит в виде семинарских занятий, в ходе которых студенты получают возможность использовать полученные теоретические знания для обсуждения конкретных направлений социальной политики.

Учебная задача дисциплины

В результате изучения курса студент должен:
•знать основные направления и методы социальной политики, а также ее взаимосвязь с экономической и институциональной политикой;
•уметь анализировать конкретные ситуации, возникающие в ходе трансформационных процессов в социальной сфере;
•обладать навыками нахождения, освоения и использования информации по проблемам социальной политики в России и в мире.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-08-2004
Ольга Михайловна Маслова
В методических материалах «Методика и техника социологических исследований» рассматривается содержание 2 семинаров: «Обоснование адекватности методики наблюдения исследовательской задаче», «Отчет о результатах проведенного наблюдения»
а также предлагается описание -
ведение полевых записей, полевой дневник исследователя
методические материалы к разделу «Неформализованное наблюдение»

К структуре курса «Методика и техника социологических исследований» прилагаются:
Методические материалы к разделу «Формализованное наблюдение».
Методические материалы к разделу «Неформализованное наблюдение»
План семинара № 1 по Теме: «Обоснование адекватности методики наблюдения исследовательской задаче»
План семинара № 2 по Теме «Отчет о результатах проведенного наблюдения»
Инструкция для наблюдателя
Полевой дневник исследователя
Задание к следующему семинару

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 15-06-2003
Ольга Михайловна Маслова
Целью курса является формирование представлений о социологическом исследовании как о едином и целостном процессе обоснования достоверности исследовательского результата. Даётся характеристика методической и организационной специфики исследовательской деятельности социолога в зависимости от его методологической ориентации, целей, предмета и объекта исследования, типа исследовательской стратегии и других параметров. Рассматривается проблема адекватности перехода от исходной теоретической концепции к эмпирическому уровню исследования и к определению границ интерпретации эмпирических данных.

Анализируются познавательные возможности основных методов сбора эмпирической информации: опроса, анализа документов, наблюдения, эксперимента. Показывается становление познавательных возможностей каждого из названных методов в научном аспекте, характеризуются современные нормативные требования к их использованию в различных исследовательских ситуациях, дается описание отечественного и зарубежного опыта их применения.

Особое внимание уделяется модификациям каждого метода по степени формализации ("жесткие" и "мягкие" их варианты) в зависимости от исследовательских задач. Показываются возможные отношения дополнительности этих вариантов методических решений в количественной и качественной традициях социологических исследований.

Специальная задача курса - дать слушателям практические навыки методической работы: проектирования методического инструментария, его априорного анализа и апробации в пилотажном (пробном) исследовании. Предусматриваются семинары и практические занятия: различные виды анкетирования, интервьюирования, наблюдения и анализа документов, разработка инструкций для интервьюеров, наблюдателей, кодировщиков.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-11-2003
Михаил Валентинович Масловский
2001
Курс посвящен основным направлениям социологической теории, получившим распространение в странах Западной Европы и США в последней четверти ХХ века. В рамках данного курса выделяются школы, течения и персоналии, сыгравшие наиболее значительную роль в развитии теоретической социологии в указанный период, прослеживается преемственность в развитии социологического знания и отмечаются новые тенденции в социологической теории. Изложение проблем западной теоретической социологии ведется с учетом современного состояния социологии в России. В лекционном курсе вначале рассматриваются теоретические направления, опирающиеся, главным образом, на новые интерпретации идей классиков социологии, которые были выдвинуты во второй половине 70-х и в 80-е годы (неовеберианство, неофункционализм и некоторые течения неомарксизма). Далее речь идет о сложившихся в тот же период новых теоретических подходах, среди которых выделяются концепции постструктурализма и постмодернизма. В заключительной части излагаются новые теории общества модерна, получившие распространение с середины 80-х годов. В их число входят, в частности, концепции общества риска и глобализации. Программа курса содержит список рекомендуемой литературы и планы семинарских занятий. Автор - М. В. Масловский.

Социология культуры [учебная программа]
Опубликовано на портале: 15-05-2006
Анастасия Витальевна Матецкая
Курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности "Социология", знакомых с базовыми социологическими понятиями и концепциями, основными вехами истории социологии. Включает 46 часов лекционных и семинарских занятий. Форма отчетности – зачет.

Цели курса: познакомить студентов с социологией культуры, очертить ее проблемное поле, показать специфику современной социологии культуры, выражающуюся в разнообразном толковании предмета изучения и места дисциплины в системе социологического знания, дискуссионности вопроса о времени возникновения социологии культуры; отметить возрастание значимости культурной проблематики в социологических исследованиях на исходе ХХ века; описать основные аспекты социального бытия культуры, фундаментальную роль культуры в функционировании общества, взаимодействие культуры и социальной структуры.

См. также учебное пособие по данному курсу.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Светлана Дмитриевна Матюшкова
Cтудентам, по специальности: "Социальная работа", "Социальная педагогики и практическая психология", гуманитарных факультетов
Объем курса «Гендерные аспекты образования» - 20 часов.

Цель курса:
дать целостное представление о гендерных аспектах образования;
показать возможность применения гендерного подхода в образовании при решении актуальных проблем;
научить самостоятельно применять гендерный анализ в педагогической деятельности.

В рамках данного спецкурса автор предполагает ознакомить студентов с гендерными аспектами образования (Так как социальный педагог, социальный работник, учитель в учреждении образования играют важную роль в процессе создания условий для всестороннего развития личности учеников и формирования гендерной культуры вне зависимости от пола).

Данная программа является экспериментальной и предполагает дальнейшую работу.

К содержанию программы спецкурса прилагаются:
перечень предполагаемых тем эссе;
список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Гендер и право [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Елена Николаевна Махмутова
Учебный курс «Гендер и право» рассчитан на 20 часов.

    В основе курса: изучение гендерной идентичности.
    Рассматриваются вопросы гендерных исследования в контексте междисциплинарных отраслей знания.
    Даются понятие гендера как социально-культурного процесса продуцирования обществом различий в мужских и женских ролях.
    Изучаются основные направления взаимодействия гендерных исследований и юридической психологии, гендерного конфликта и проблемы виктимности и т.д.

    К содержанию курса прилагаются:
    список контрольных заданий,
    содержание семинарских заданий,
    обширный список основной и дополнительной литературы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию