Эксоцман
на главную поиск contacts
Поиск
Автор:
Название:
Учебное заведение:
Всего учебных программ в данном разделе: 16

Учебные программы

Авторы:
все А Б В Г Д Е Ж З И ЙК Л М Н О П РС Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N OP QRS TUV W XYZ
 
Названия:
А Б В Г Д ЕЖ ЗИ ЙК Л М Н О П Р С Т У Ф ХЦ ЧШЩЭ ЮЯ
ABC DE F G HIJKL M NO P QR S T UVW XY Z
 

Теория и история социологии [учебная программа]
Опубликовано на портале: 03-05-2003
Людмила Георгиевна Костюченко, Надежда Геннадиевна Осипова, Юрий Михайлович Резник, Владимир Иванович Добреньков
третий год обучения
Курс раскрывает теоретические основы социологической науки и даёт общее представление об истории ее становления и развития. Рассматривает особенности предметной области, структурной организации, методологии и методов социологии. Анализирует основные этапы развития социологической науки, показывает различия отдельных социологических школ и концепций. Обосновывает и раскрывает содержание основных составляющих общества: социальных действий, взаимодействий, групп и общностей, институтов и процессов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Социальная стратификация [учебная программа]
Опубликовано на портале: 26-05-2003
Вадим Валерьевич Радаев
Курс включает 14 лекций и 13 семинаров. Читается в Московской высшей школе социальных и экономических наук в качестве обязательного курса (14 недель).
ресурс содержит прикрепленный файл

Экономическая социология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 17-02-2003
Вадим Валерьевич Радаев
Курс по выбору. Продолжительность 28 часов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Надежда Константиновна Радина
Объем методического семинара «Использование гендерного анализа в подготовке гендерных психологов» - 2 часа.
Автор семинара использует ключевую "технику" - гендерный анализ в качестве инструмента познания социальной реальности, который позволяет понять взаимодействие мужчин и женщин в контексте культуры и социальных отношений.
В данном прочтении гендерный анализ - инструмент в познании властных отношений и иерархии в обществе на основе признания большего влияния одной социальной группы.

Поскольку гендерный анализ является во многом исследовательским инструментом, в данном учебном курсе он используется в организации обучения "практиков" вне официальных программ и стандартов, и в качестве того "фокуса", который позволяет изменять привычный взгляд на многие существенные проблемы в жизни человека, а также позволяет многократно увеличить познавательную мотивацию студентов в процессе обучения. В программе содержится ряд приложений.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Надежда Константиновна Радина
студенты 4 курса отделения "Психология"
Объем учебного курса «Качественные методы исследования в изучении социальной идентичности» - 34 часа.
Цель данной учебной программы - представить достоинства качественных методов и качественной методологии в целом на материале изучения социальной идентичности.
    Задачи курса включают в себя:
  1. структурировать и наполнить новым содержанием понятие "социальная идентичность";
  2. показать связь качественной методологии с исследованиями гендерной и этнической идентичности;
  3. инициировать опыт исследовательской деятельности в русле использования качественных методов в изучении социальной идентичности
.
Содержание учебной программы направлено на тех, кто намерен вести активную исследовательскую работу, кто собирается консультировать и ориентирован на практику социальной помощи. В программе исследуется понятие - качественные методы, что позволяет вскрыть "индивидуальную реальность" на фоне общих психических закономерностей, поэтому являются необходимым психодиагностическим инструментом в основной работе.
К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список основных тем
  • список литературы
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Материнство и отцовство [учебная программа]
Опубликовано на портале: 23-07-2004
Надежда Константиновна Радина
Студенты 4 курса отделения "Психология" факультета менеджмента и маркетинга
Объем учебного курса «Материнство и отцовство» - 2 часа.
В рамках данного курса рассматривается проблема «Материнского инстинкта», что исследуется в русле сравнительных биопсихологических исследований.
Это одно из наиболее проблемных областей изучения материнства, поскольку само содержание понятия «материнский инстинкт» не определено.
Автором выделяются "психологические" и феноменологические аспекты материнства. Данный подход ориентируется, прежде всего, на материнские функции в зависимости от возраста ребенка, на переживания, установки и ожидания матери в период воспитания.
Особое значение придается изучению состояния матери в период беременности.

Исследования девиантного материнства включают в себя не только проблемы отказа матерей от своих младенцев, проявляющихся по отношению к младенцам насилие или пренебрежение ими, но и проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его последующем психическом развитии.
    К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список вопросов и заданий,
  • список литературы.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Психология семьи [учебная программа]
Опубликовано на портале: 29-07-2004
Надежда Константиновна Радина
студенты 4 курса отделения "Психология" факультета менеджмента и маркетинга НИМБ
Объем учебной программы «Психология семьи - 34 часа».
Цель курса: Интегрировать знания студентов для понимания особенностей развития семьи и семейных отношений, а также инициировать исследовательскую и практико-ориентированную активность студентов-психологов в области семейных отношений.
Задачи курса:
1. Дать представление о сложной структуре психологического феномена "семья" в целом и ее структурных единицах.
2. Показать возможность практической психологии в работе с семьей.
3. Познакомить с диагностическим психологическим аппаратом, который используют исследователи и практики в изучении семьи.
Специфика построения предлагаемой программы заключается в интеграции ряда специальных тем, непосредственно связанных с проблемами развития семейных отношений.
К содержанию программы прилагаются:
список тем курса,
вопросы к практическим и семинарским занятиям,
список тем к семинарам,
список литературы к семинарам,
список тем к практическим занятиям,
список литературы к практическим занятиям,
список основной литературы, список дополнительной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 10-08-2004
Надежда Константиновна Радина
Студенты 4 курса отделения "Психология"
В содержании учебного курса «Фокус-группа: изучение гендерной идентичности» рассматривются такие понятия как «идентичность», «социальная идентичность», «женская идентичность», «мужская идентичность».
Оцениваются различия в понятиях: «половая идентичность», «гендерная идентичность».
Рассматривается конструирование женской идентичности (имеется в виду специфичный для женщины "женский опыт").
В данном курсе показано, что гендерные исследования и гендерная методология в отечественной психологии, так же, как, например, в американской психологии, дают ответы на самые злободневные социальные вопросы, помогают разумно и взвешенно строить социальную политику общества. Содержание гендерной идентичности можно изучать, используя качественные методы, направленные на раскрытие причинно-следственных связей.
Основная цель занятий - Изучить и практически применить методику Фокус-группа (качественная, групповая) для изучения гендерной идентичности.

К содержанию программы «Фокус-группа: изучение гендерной идентичности» прилагаются:
темы сравнительных характеристик качественных и количественных методов,
основное оснащение курса,
варианты тем для групповой дискуссии (фокус-группы),
список контрольных вопросов,
список основных требований, определяющие порядок работы в фокус-группе,
список тем для работы Модератора,
приведены некоторые типичные ошибки при проведении фокус-группы,
отчет по фокус-групповому исследованию,
примеры использования фокус-группы для студенческого исследования,
список фоновых вопросов,
примеры ответов на вопросы в процессе фокус-группы,
рекомендуемая литература о фокус-группах,
рекомендуемая литература по проблеме гендерной идентичности.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Лорина Петровна Репина
студенты 3-5 курсов и аспиранты
Объем спецкурса «История Западной Европы в гендерном измерении» - 34 часа.
Цель курса - познакомить студентов с одним из наиболее динамично развивающихся направлений - с методологией и концептуальным аппаратом женской и гендерной истории,
показать эвристические возможности и интегративный потенциал гендерного анализа в истории.

    Задачи учебного курса состоят,
  • во-первых, в том, чтобы дать целостное представление о важнейших темах и направлениях (исследовательских подходах) в рамках женской и гендерной истории, ознакомить их с новейшими концепциями пола, с теми понятиями, моделями и методами гендерного анализа, которые используются в практике гендерно-исторических исследований,
  • во-вторых, в том, чтобы показать пути интеграции гендерного подхода в изучение всеобщей истории, а также те новые интерпретации прошлого, которые создаются на его базе.

В курсе лекций нашли отражение становление, эволюция, существенные изменения в предмете и проблематике рассматриваемого исследовательского направления, а также его последние достижения в области конкретно-исторического анализа и в его синтетических построениях.
Таким образом, в курсе сочетаются и взаимно дополняют друг друга теоретико-историографический и проблемно-хронологический подходы.

    К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  1. список тем семинарских занятий,
  2. обширный список рекомендуемой и дополнительной литературы список специальной литературы (для подготовки рефератов и докладов).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Анализ идеологии [учебная программа]
Опубликовано на портале: 21-02-2004
Ильдар Абдулович Рисмухамедов
Курс рассчитан на студентов последних курсов, прослушавших основные курсы по теории и истории социологии, истории философии (отделение социологии, отделение философии).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Культурология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Николай Розов
Учебный курс «Культурология» по своему содержанию охватывает все основные темы данного раздела. В плане лекций следующие темы: Культура в структуре социальной онтологии. Роль культуры. Идеи образованности и культуры в человеческой жизнедеятельности. Культура и общество. Основные направления анализа культуры в XX в.
Дается анализ основных вех развития российской культуры, направления культуры в XX в.
Изучаются закономерности культурного и цивилизационного развития, мировые культурные центры и другие темы.
К содержанию курса «Культурология» прилагаются: списки обязательной и дополнительной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Философия истории [учебная программа]
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Николай Розов
Обязательный курс по специализации «Социальная философия». Лекционный курс «Философия истории» предназначен для ознакомления слушателей с важнейшими идеями и направлениями философии истории и теоретической истории в западной, отечественной традиции и современной мысли. В основном выдерживается принцип «что могут прочитать сами слушатели, не следует пересказывать на лекциях».
Лекции посвящаются большей частью обобщениям, наиболее сложным и тонким вопросам, а также изложению материала, не доступного слушателям (непереведенные современные исследования).
Чтение классических текстов организуется в форме подготовки письменных и устных докладов по реконструкции историософских учений с помощью определенной методики.
Семинарские занятия посвящаются заслушиванию и обсуждению этих докладов.

Объем курса - 68 часов.

К содержанию курса «Философия истории» прилагаются: отдельными списками -рекомендованная литература, план семинарских занятий на осенний семестр, экзаменационные вопросы по курсу «Философия истории».Дана методика анализа текстов.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 11-08-2004
Лариса Леонидовна Рыбцова
Основная Цель спецкурса «Социология гендерных отношений»:

-раскрыть сущность и содержание концепции гендера, включающей анализ и объяснение социально-культурных различий в жизнедеятельности мужчин и женщин;
-показать возможности применения гендерного подхода в социологии;
-проанализировать развитие гендерных исследований в России;
-приобщить студентов-социологов к изучению гендерных отношений в современном российском обществе.

Объем спецкурса «Социология гендерных отношений» - 30 часов.

К содержанию программы прилагается обширный список рекомендованной литературы, сформированный отдельно по каждой теме.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 17-12-2003
Артем Юрьевич Рыкун
Курс “Актуальные проблемы современной социальной теории” и одноимённое учебное пособие будут посвящены изложению и анализу основных проблем и концепций, характеризующих современный уровень социальной теории. Автор не ставит целью охват всей предметной области социологии и иных социальных наук, но в соответствии с тематикой курса, ориентируется на проблемы и концепции метатеоретического уровня. В содержании курса и учебно-методического пособия преобладают концепции, принадлежащие представителям дисциплины социологии, однако уровень социальной теории предполагает, во-первых, метатеоретическую направленность этих концепций, а во-вторых их междисциплинарный характер. Оба названных условия выполняются в предлагаемом курсе в полной мере. Об этом свидетельствует как содержание курса, так и список литературы, необходимой для его освоения.
Предлагаемый модернизированный учебный курс позволит сформировать у студентов основы современной методологической культуры, необходимой как для ориентации в проблематике пост-классической социальной теории, так и для адекватной оценки предлагаемых ею моделей социальной реальности и социального познания, что является необходимым условием самостоятельной исследовательской деятельности современного специалиста в области социальных наук.
Курс рассчитан на 72 аудиторных часа (50 % - лекций, 50% - практических занятий), читается на третьем году обучения (5-ый семестр), итоговый контроль – экзамен. Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Гендер в анекдотах [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Ирина Андреевна Тупицына, Полина Витальевна Румянцева
Данный учебный курс рассчитан на широкую аудиторию:как на студентов, так на аспирантов и преподавателей. В игровой, манере авторы данного курса дают наглядное представление о достаточно сложных теоретических конструктах - «картинки в слове» (Н.Пезешкиан), а также используют метод закрепления уже полученных знаний.

Авторы курса показывают как анекдот способствует осознанию гендерных стереотипов.
Поскольку в анекдотах гендерные стереотипы зачастую доводятся до абсурда, они становятся более доступными для восприятия и осознания. А смех, следующий за рассказанным анекдотом, - это ничто иное как разрядка чувств, в том числе и довольно тяжелых, связанных с опытом подавления по признаку пола.
Курс рассчитан на 1 у.ч.

К программе курса прилагается список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию