Эксоцман
на главную поиск contacts
Поиск
Автор:
Название:
Учебное заведение:
Всего учебных программ в данном разделе: 16

Учебные программы

Авторы:
А Б В Г Д Е Ж З И ЙК Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N OP QRS TUV W XYZ
 
Названия:
все А Б В Г Д ЕЖ ЗИ ЙК Л М Н О П Р С ТУ Ф ХЦ ЧШЩЭ ЮЯ
ABC DE F G HIJKL M NO P QR S T UVW XY Z
 

Опубликовано на портале: 10-08-2004
Ольга Александровна Воронина
преподаватели социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Основные цели курса-специализации «Теоретико-методологические основы гендерных исследований»:
ознакомить слушателей с основными понятиями, подходами и направлениями современной гендерной теории;
показать возможности применения гендерной теории и методологии для проведения социальных и гуманитарных исследований;
подготовить слушателей к использованию гендерной теории при разработке собственных учебных курсов по социальным и гуманитарным наукам;
проанализировать развитие гендерных исследований в России.

Объем курса - специализации «Теоретико-методологические основы гендерных исследований» - 12 часов.

К содержанию программы прилагается список рекомендованной литературы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 12-08-2004
Елена Борисовна Мезенцева
Учебный курс - специализация «Теоретические подходы в гендерной экономике»

Основная цель программы:
дать представление об основных теоретических подходах к анализу положения женщин в экономике;
подготовить обучающихся к разработке самостоятельных блоков или отдельных тем по гендерному анализу экономической политики;
обсудить основные теоретические и методические подходы, разработанные в рамках феминистской экономической теории на сегодняшний день;
подготовить к созданию самостоятельных блоков в контексте предлагаемой темы.

Объем курса «Теоретические подходы в гендерной экономике» - 10 часов.

К содержанию программы прилагаются:
список тем модуля, обширный список рекомендованной литературы, развернутый план программы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Теории глобализации [учебная программа]
Опубликовано на портале: 16-06-2003
Никита Евгеньевич Покровский
2000 год
Глобализация представляется одной из важнейших тем современной социологии. Она охватывает наиболее важные аспекты социальных изменений в современном мире и создает теоретический сценарий дальнейшего развития России и всего мирового сообщества как единого целого.
ресурс содержит прикрепленный файл

Теории политической харизмы [учебная программа]
Опубликовано на портале: 18-12-2003
Наталия Викторовна Фреик
I курс, магистратура
Курс "Теории политической харизмы" представляет собой авторский уникальный проект, а соответственно, подразумевает не только содержательную, но и методическую новизну. Данный курс характеризуется авторской систематизацией и представлением накопленных в социологии знаний по проблеме политической харизмы; подбором списка рекомендованной литературы для освоения курса; авторскими приемами в преподавании курса. Представляемый курс преимущественно разработан на основе иностранных научных источников, поскольку в отечественной социологии проблематика политической харизмы слабо изучена (по сравнению с мировой социологией). Таким образом, освоение материала курса и написание финального научного реферата (эссе) подразумевает значительную работу слушателей курса с иностранными текстами (преимущественно на английском языке). Методическая новизна курса "Теории политической харизмы" определяется также его междисциплинарностью. Иными словами, представляя социологический анализ проблематики политической харизмы, автор курса подключает также данные по теме харизмы, накопленные в смежных социогуманитарных дисциплинах – политологии, психологии, антропологии, истории, культурологии и пр.
Цель курса – представить в систематизированном виде накопленные в социологии знания по проблематике политической харизмы. Задачи курса: а) обзор и сравнение наиболее влиятельных и перспективных социологических концепций политической харизмы (основные понятия и аксиоматические суждения, преимущества и недостатки, эвристическая ценность); б) рассмотрение современного состояния и перспектив развития проблематики политической харизмы в социологии; в) обсуждение основных характеристик категории "политическая харизма".
Курс рассчитан на 30 аудиторных часов. Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2003
Юлиана Николаевна Толстова
В результате изучения курса студент должен знать:
суть основных проблем социологического измерения; суть мягких и жёстких методов сбора данных в социологии; роль числа в социологии; роль одномерной шкалы как процесса моделирования интересующей социолога эмпирической системы, дающего возможность в определенной мере совместить плюсы мягкого и жесткого подхода к сбору данных; определение основных типов одномерных шкал; принципы построения основных используемых в эмпирической социологии одномерных шкал; принципы связи типа шкалы с выбором тех методов, которые являются адекватными для анализа полученных с ее помощью данных; основные подходы к классификации социологических шкал; роль формализма в построении теории социологического измерения, осознание его достоинств и недостатков.
В результате освоения курса студент должен уметь:
- грамотно строить основные используемые в социологической практике одномерные шкалы;
- определять их тип;
- соотносить с адекватными методами анализа шкальных значений;
- выявлять ситуации, когда построение одномерной шкалы оказывается невозможным.
ресурс содержит прикрепленный файл

Теория и история либерализма [учебная программа]
Опубликовано на портале: 26-08-2004
Александр Маркович Эткинд
Курс «Теория и история либерализма» начинается с анализа либеральной мысли от Канта до Токвиля и далее до Берлина и Ролза, и кончается историей русского либерализма.
Особое внимание будет уделено развитию понятий свободы и справедливости; соотношению между политическим и экономическим либерализмом; современной полемике между либерализмом и коммунитаризмом; публичной сфере и культуральным механизмам либерального общества; и русской дискуссии об общине.

Объем курса - 14 лекций, 14 семинаров, 8 кредитов ECTS.

К содержанию курса «Теория и история либерализма» прилагается список рекомендованной литературы, сформированы отдельно по темам.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Теория и история социологии [учебная программа]
Опубликовано на портале: 03-05-2003
Людмила Георгиевна Костюченко, Надежда Геннадиевна Осипова, Юрий Михайлович Резник, Владимир Иванович Добреньков
третий год обучения
Курс раскрывает теоретические основы социологической науки и даёт общее представление об истории ее становления и развития. Рассматривает особенности предметной области, структурной организации, методологии и методов социологии. Анализирует основные этапы развития социологической науки, показывает различия отдельных социологических школ и концепций. Обосновывает и раскрывает содержание основных составляющих общества: социальных действий, взаимодействий, групп и общностей, институтов и процессов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 29-04-2005
Ирина Наумовна Тартаковская
Цель курса - ознакомить слушателей с основами гендерной теории.В рамках курса дается определение базового понятия "гендер" и предлагаются различные точки зрения на его содержание. Слушателям предлагается краткий обзор истории возникновения гендерных исследований на Западе и в России, обсуждается возможность применения западных гендерных теорий к российским исследованиям.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 27-08-2004
Елена Андреевна Здравомыслова
В учебном курсе «Теория социальной стратификации» автор рассматривает вопросы социальной стратификации общества.
Изучаются теории социальной мобильности, теории элит, теории средних классов. Много внимания уделяется вопросам - новые аспекты социальной стратификации: «культурные» классы и гражданство, стратификация в советском и в постсоветском обществе, а также советские и восточно-европейские теории и исследования социальной стратификации.
Объем курса - 14 лекций, 14 семинаров, 8 кредитов ECTS.

К содержанию курса «Теория социальной стратификации» прилагается: список рекомендованной литературы, сформированный отдельно по каждой теме, задания по темам.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-08-2003
Лилия Равильевна Низамова
Специализированный семинар "Теория социальной структуры и стратификации " (36 часов) предназначен студентам IV курса отделения социологии факультета журналистики, социологии и психологии. Он посвящен особой области социологического знания, составляющей сердцевину макросоциологии. Проблематика данного курса отличается от тематики отраслевых социологических дисциплин (политической социологии, социологии образования, семьи, массовой коммуникации и прочих) тем, что его темы - социальное равенство и неравенство, классовая и статусная дифференциация, социальная мобильность и другие - являются сквозными, они находят свое преломление и выражение в каждой из отраслей социологии.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2003
Инна Феликсовна Девятко, В. П. Костюк, Николай Иванович Лапин, Овсей Ирмович Шкаратан
2001 год
Курс является авторским, не имеющим аналогов в России. Авторам не известен подобный курс и в зарубежных университетах. Он предполагает органичное соединение элементов общей теории систем, теории социетальной эволюции, теории общества как социетальной системы, сопоставительного анализа концепций советского и современного российского общества как социально-экономической системы.

Опубликовано на портале: 16-12-2008
Мария Павловна Белоусова
2006
Курс посвящен знакомству с существующими в современном мире механизмами защиты прав человека. Особое внимание уделяется анализу опыта практической реализации идеи прав человека через создание правозащитных систем на международном, региональном и национальных уровнях. В рамках курса рассматривается устройство и реальная деятельность правозащитных органов и механизмов ООН, Совета Европы; особое внимание уделяется практической деятельности государственных и негосударственных правозащитных систем в России. В ходе занятий анализируются возможности и ограничения созданных систем, эффективность их деятельности для общества, групп и конкретного человека. Происходит ознакомление с частными примерами правозащитных историй, осваиваются навыки самостоятельных действий по защите прав человека. Особенность курса – широкое привлечение дискуссионных материалов содержащих оценки, мнения и суждения непосредственных участников правозащитной деятельности - чиновников международных организаций, судей Конституционного суда РФ, сотрудников МИД РФ, участников зарубежного и отечественного правозащитного движения и др. Для углубления знакомства с практикой правозащиты, привлекаются результаты политологических и социологических исследований, в том числе проведенных с участием автора курса. Методы обучения представляют собой сочетание лекционных форм (объяснения, комментарии возникших вопросов) и семинарских форм, в том числе ролевые игры, дискуссии, аналитические упражнения и др. На занятиях проходит просмотр и обсуждение видеофильмов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2003
Тамара Моисеевна Дридзе
Прогнозное (проблемно-ориентированное или проблемно-целевое) социальное проектирование представляет собой ключевой наукоёмкий этап социально-управленческого цикла. В нем конкретизированы принципы такого взаимодействия общественных и естественных наук с практикой регулирования социально значимых процессов, в основе которых лежат приоритеты целей и ценностей воспроизводства физически и нравственно здорового человека в здоровой жизненной среде.

В этом смысле социально значимым управленческим решением в равной мере может оказаться и инженерный или градостроительный проект, и программа развития предприятия или населенного места, план реорганизации административной структуры или реконструкции жилого массива, модификация старых или разработка новых нормативно-правовых актов и т.п. в той мере, в какой они вносят "возмущение" в среду обитания людей, задевают их достоинство и интересы, сказываются на качестве и образе их жизни.

Речь, таким образом, идет не о том, чтобы прогнозировать события, ход которых зависит от вмешательства извне, а о том, чтобы сделать осмысленным и по возможности безвредным само вмешательство в неуправляемый ход тех или иных событий. Чтобы вместо реализации интересов узкого круга лиц, занятых лишь поиском собственной выгоды, и/или "перевода" абстрактно-утопических прогнозных разработок в управленческие решения, несущие реальную социокультурную опасность, создать условия для интеграции общего и конкретного (основанного на социально-диагностических исследованиях) научного знания о локальной социальной ситуации в практику выработки решений.

Именно по этой причине технология прогнозного социального проектирования носит комплексный междисциплинарный характер и исходит из постулата о принципиальной возможности гуманизации и "диалогизации" процесса выработки решений на всех уровнях управления социально значимыми процессами.

Курс состоит из 4-х разделов (тем), позволяющих проследить логику перехода от теоретико-методологической платформы прогнозного социального проектирования к прикладным возможностям этой весьма перспективной социальной технологии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2003
Галина Владимировна Иванченко
2002 год
Курс предназначен для обучения студентов ГУ-ВШЭ основам толерантного общения и взаимодействия, для формирования умений и навыков, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в информационном обществе. Курс знакомит с основополагающими представлениями о ключевых проблемах толерантности и путях их решения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-06-2003
А.В. Волкова, А.В. Курочкин, Е.О. Курочкина, Л.В. Сокирянская, П.М. Шишко, Леонид Владимирович Сморгунов
послевузовское образование
Курс предназначен для слушателей системы послевузовского образования. Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить слушателей с основными традициями гражданственности и самоуправления в России, в также показать их влияние на современный политический процесс, на формирование гражданского общества и гражданской культуры участия. В курсе рассматриваются проблемы вечевой демократии в России, земской формы организации местного самоуправления, общинных традиций, патриотизма, коллективности, роли права в формировании культуры гражданственности и самоуправления. Особое внимание уделяется таким агентам политической социализации, как государство, партии, церковь, школа.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию