Эксоцман
на главную поиск contacts
Поиск
Автор:
Название:
Учебное заведение:
Всего учебных программ в данном разделе: 428

Авторы:
А Б В Г Д Е Ж З И ЙК Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N OP QRS TUV W XYZ
 
Названия:
А Б В Г Д ЕЖ ЗИ ЙК Л М Н О П Р С Т У Ф ХЦ ЧШЩЭ ЮЯ
ABC DE F G HIJKL M NO P QR S T UVW XY Z
 

Социология возраста [учебная программа]
Опубликовано на портале: 11-08-2004
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова
2003
В учебной программе «Социология возраста» дается материал по следующим разделам:
основные функции социологии возраста,
главные цели применения социологического знания,
современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией,
основные методы и направления исследований;
теоретические концепции социализации и взросления,
об основных этапах социализации с точки зрения различных теорий и возрастных кризисах;

Обучающийся должен уметь организовать социологическое исследование в предметном поле социологии возраста, получать и обрабатывать информацию, использовать информационные технологии для поиска, сбора информации.

Объем курса «Социология возраста» - всего – 72 ч.(Аудиторные занятия – 32, Самостоятельная работа - 40 ч.)

К содержанию программы прилагаются:


Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Учебно-тематические планы занятий
План групповых занятий
Темы семинарских занятий, вопросы для обсуждения, темы для докладов
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
Примерные вопросы к зачету/экзамену
Список рекомендованной литературы (основной и дополнительной).

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Социология молодежи [учебная программа]
Опубликовано на портале: 31-07-2005
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова
2005
Цель спецкурса – формирование системы знаний по теориям и методическим подходам к изучению молодёжи в рамках отраслевой социологии. Задачи спецкурса: дать представления о сущности молодежи как социально-демографической группы, с точки зрения ее роли и места в общественном воспроизводстве; изложить основных социальных проблем, возникающих в связи с положением молодёжи в социальной структуре общества, с особенностями ее сознания и поведения; обеспечить необходимые знания о методах социологического исследования социальных проблем молодежи; дать представление об основных направлениях и формах реализации молодёжной политики государства.Обязательный минимум содержания программы включает следующие понятия и темы: социальный возраст; социально-возрастная стратификация; возрастной статус молодежи; возрастная роль; возрастное неравенство; возрастные этапы в структуре жизненного пути; поколение и возрастная когорта; социологические концепции молодежи; молодежные субкультуры; молодежная политика; специфика исследовательской и социально-проектной работы с молодежными возрастными группами. Программа предназначена для студентов-социологов V курса. Курс предполагает 18 часа лекций, 14 часов семинарских занятий и 10 часов контрольных работ, в том числе итоговой письменной работы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-07-2004
Ольга Григорьевна Максименко
Студенты 4 курс
Учебный курс «Введение в проблематику гендерных исследований: гендер, язык, культура» рассчитан на 20 часов.

В учебном курсе автор описывает современные теории гендера в социальных и гуманитарных науках.
Акцент делается на проблематику гендерных исследований в лингвистике и лингвокультурологии. В частности, анализируется то,
как конструируется гендер в языке,
как общаются лица разных полов в повседневной жизни, на рабочем месте,
какие стратегии используются ими в коммуникации,
рассматриваются средства выражения идеологии политической корректности в области обозначения половой принадлежности индивида.

В рамках данного курса делается попытка выявления культурно-значимых составляющих таких универсальных концептов как «мужественность» и «женственность», а также обсуждается гендерные аспекты массовой коммуникации.

К курсу прилагается:
список основной и дополнительной литературы,
а также список сообщений, отредактированных по темам обучения.

Форма аттестации: недифференцированный зачет.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Социальная политика [учебная программа]
Опубликовано на портале: 21-02-2004
Татьяна Михайловна Малева, Лилия Николаевна Овчарова, Оксана Вячеславовна Синявская, Сергей Владимирович Захаров, Сергей Владимирович Шишкин
Курс «Современная социальная политика» состоит из теоретической и прикладной частей. Первая часть – лекционная. В рамках теоретической части студенты знакомятся с основными теоретическими разработками в области современных методов социальной политики. Практическая часть курса проходит в виде семинарских занятий, в ходе которых студенты получают возможность использовать полученные теоретические знания для обсуждения конкретных направлений социальной политики.

Учебная задача дисциплины

В результате изучения курса студент должен:
•знать основные направления и методы социальной политики, а также ее взаимосвязь с экономической и институциональной политикой;
•уметь анализировать конкретные ситуации, возникающие в ходе трансформационных процессов в социальной сфере;
•обладать навыками нахождения, освоения и использования информации по проблемам социальной политики в России и в мире.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-08-2004
Ольга Михайловна Маслова
В методических материалах «Методика и техника социологических исследований» рассматривается содержание 2 семинаров: «Обоснование адекватности методики наблюдения исследовательской задаче», «Отчет о результатах проведенного наблюдения»
а также предлагается описание -
ведение полевых записей, полевой дневник исследователя
методические материалы к разделу «Неформализованное наблюдение»

К структуре курса «Методика и техника социологических исследований» прилагаются:
Методические материалы к разделу «Формализованное наблюдение».
Методические материалы к разделу «Неформализованное наблюдение»
План семинара № 1 по Теме: «Обоснование адекватности методики наблюдения исследовательской задаче»
План семинара № 2 по Теме «Отчет о результатах проведенного наблюдения»
Инструкция для наблюдателя
Полевой дневник исследователя
Задание к следующему семинару

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 15-06-2003
Ольга Михайловна Маслова
Целью курса является формирование представлений о социологическом исследовании как о едином и целостном процессе обоснования достоверности исследовательского результата. Даётся характеристика методической и организационной специфики исследовательской деятельности социолога в зависимости от его методологической ориентации, целей, предмета и объекта исследования, типа исследовательской стратегии и других параметров. Рассматривается проблема адекватности перехода от исходной теоретической концепции к эмпирическому уровню исследования и к определению границ интерпретации эмпирических данных.

Анализируются познавательные возможности основных методов сбора эмпирической информации: опроса, анализа документов, наблюдения, эксперимента. Показывается становление познавательных возможностей каждого из названных методов в научном аспекте, характеризуются современные нормативные требования к их использованию в различных исследовательских ситуациях, дается описание отечественного и зарубежного опыта их применения.

Особое внимание уделяется модификациям каждого метода по степени формализации ("жесткие" и "мягкие" их варианты) в зависимости от исследовательских задач. Показываются возможные отношения дополнительности этих вариантов методических решений в количественной и качественной традициях социологических исследований.

Специальная задача курса - дать слушателям практические навыки методической работы: проектирования методического инструментария, его априорного анализа и апробации в пилотажном (пробном) исследовании. Предусматриваются семинары и практические занятия: различные виды анкетирования, интервьюирования, наблюдения и анализа документов, разработка инструкций для интервьюеров, наблюдателей, кодировщиков.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-11-2003
Михаил Валентинович Масловский
2001
Курс посвящен основным направлениям социологической теории, получившим распространение в странах Западной Европы и США в последней четверти ХХ века. В рамках данного курса выделяются школы, течения и персоналии, сыгравшие наиболее значительную роль в развитии теоретической социологии в указанный период, прослеживается преемственность в развитии социологического знания и отмечаются новые тенденции в социологической теории. Изложение проблем западной теоретической социологии ведется с учетом современного состояния социологии в России. В лекционном курсе вначале рассматриваются теоретические направления, опирающиеся, главным образом, на новые интерпретации идей классиков социологии, которые были выдвинуты во второй половине 70-х и в 80-е годы (неовеберианство, неофункционализм и некоторые течения неомарксизма). Далее речь идет о сложившихся в тот же период новых теоретических подходах, среди которых выделяются концепции постструктурализма и постмодернизма. В заключительной части излагаются новые теории общества модерна, получившие распространение с середины 80-х годов. В их число входят, в частности, концепции общества риска и глобализации. Программа курса содержит список рекомендуемой литературы и планы семинарских занятий. Автор - М. В. Масловский.

Социология культуры [учебная программа]
Опубликовано на портале: 15-05-2006
Анастасия Витальевна Матецкая
Курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности "Социология", знакомых с базовыми социологическими понятиями и концепциями, основными вехами истории социологии. Включает 46 часов лекционных и семинарских занятий. Форма отчетности – зачет.

Цели курса: познакомить студентов с социологией культуры, очертить ее проблемное поле, показать специфику современной социологии культуры, выражающуюся в разнообразном толковании предмета изучения и места дисциплины в системе социологического знания, дискуссионности вопроса о времени возникновения социологии культуры; отметить возрастание значимости культурной проблематики в социологических исследованиях на исходе ХХ века; описать основные аспекты социального бытия культуры, фундаментальную роль культуры в функционировании общества, взаимодействие культуры и социальной структуры.

См. также учебное пособие по данному курсу.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Светлана Дмитриевна Матюшкова
Cтудентам, по специальности: "Социальная работа", "Социальная педагогики и практическая психология", гуманитарных факультетов
Объем курса «Гендерные аспекты образования» - 20 часов.

Цель курса:
дать целостное представление о гендерных аспектах образования;
показать возможность применения гендерного подхода в образовании при решении актуальных проблем;
научить самостоятельно применять гендерный анализ в педагогической деятельности.

В рамках данного спецкурса автор предполагает ознакомить студентов с гендерными аспектами образования (Так как социальный педагог, социальный работник, учитель в учреждении образования играют важную роль в процессе создания условий для всестороннего развития личности учеников и формирования гендерной культуры вне зависимости от пола).

Данная программа является экспериментальной и предполагает дальнейшую работу.

К содержанию программы спецкурса прилагаются:
перечень предполагаемых тем эссе;
список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Гендер и право [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Елена Николаевна Махмутова
Учебный курс «Гендер и право» рассчитан на 20 часов.

    В основе курса: изучение гендерной идентичности.
    Рассматриваются вопросы гендерных исследования в контексте междисциплинарных отраслей знания.
    Даются понятие гендера как социально-культурного процесса продуцирования обществом различий в мужских и женских ролях.
    Изучаются основные направления взаимодействия гендерных исследований и юридической психологии, гендерного конфликта и проблемы виктимности и т.д.

    К содержанию курса прилагаются:
    список контрольных заданий,
    содержание семинарских заданий,
    обширный список основной и дополнительной литературы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 29-07-2004
Елена Николаевна Махмутова
Объем учебного курса «Социальная психология и гендерная политика» - 12 часов.

Программа данного курса предусматривает рассмотрение следующих конструктов:
понятие о методологии и феноменологии, гендере как одном из оснований социальной стратификации, о гендерных особенностях в обучении и воспитании личности.

Затрагиваются главные факторы, оказывающие влияние на социализацию личности, на стадии развития личности в процессе социализации.

Изучаются: динамика гендерных отношений как разновидность межгрупповых отношений, стратегии межгруппового взаимодействия, "Структуры политических возможностей" женщин и мужчин в советский и постсоветский периоды и т.д.

К содержанию краткого курса прилагаются: обширные списки основной и дополнительной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 12-08-2004
Елена Борисовна Мезенцева
Учебный курс - специализация «Теоретические подходы в гендерной экономике»

Основная цель программы:
дать представление об основных теоретических подходах к анализу положения женщин в экономике;
подготовить обучающихся к разработке самостоятельных блоков или отдельных тем по гендерному анализу экономической политики;
обсудить основные теоретические и методические подходы, разработанные в рамках феминистской экономической теории на сегодняшний день;
подготовить к созданию самостоятельных блоков в контексте предлагаемой темы.

Объем курса «Теоретические подходы в гендерной экономике» - 10 часов.

К содержанию программы прилагаются:
список тем модуля, обширный список рекомендованной литературы, развернутый план программы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Партии и выборы [учебная программа]
Опубликовано на портале: 05-06-2003
Елена Юрьевна Мелешкина
Спецкурс позволяет расширить знания студентов социологов об основных институтах политического представительства и избирательном процессе, полученные при изучении курса политологии. Большое внимание уделяется раскрытию основных современных концепций избирательного процесса, специфики его протекания в российских условиях. При разработке спецкурса авторы исходили из острой потребности профессиональных знаний по различным аспектам избирательного процесса в среде российских политических социологов. Спецкурс включает лекции и семинарские занятия. На семинары выносятся наиболее сложные и достаточно обширные вопросы, требующие значительной самостоятельной подготовки студентов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-08-2004
Татьяна Альбертовна Мелешко
Студенты 1-3 курсов отделений "Связь с общественностью" и "Лингвистика и межкультурная коммуникация"
Курс «Гендерный анализ современной отечественной женской прозы» предназначается для студентов дневной и вечерней форм обучения по программе «Гендерные исследования».

Целью данного спецкурса является ознакомление студентов с основными понятиями гендерных исследований, с характеристикой современного литературного процесса России, в том числе, с наиболее представительными литературно-эстетическими течениями, с творчеством современных женщин-писательниц с точки зрения гендерных стратегий их текстов.

Объем курса «Гендерный анализ современной отечественной женской прозы» - 34 часа.

К содержанию учебной программы прилагаются:
списки разделов и тем,
список вопросов для зачета,
формы самостоятельной работы студентов,
список рекомендованной литературы (список литературы обязательной и дополнительной).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Социология политики [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
А. Л. Мержиевский
Для студентов социологических факультетов
Курс «Социология политики» рассчитан на 30 часов.

В курсе рассматривается, что такое политика и место политики в обществе.
Изучаются: иерархическая организация общества как единственно возможный способ его исторического и логического существования,
основные политические понятия в контексте общественных отношений.

Автор показывает роль политики как системы властных отношений. Дает понятие власти (власть как свойство, функция, отношение). Делает акцент на то, что главная цель политики - выживание общества.

Также рассматриваются темы:
Политика и деятельность политиков.
Благая и гибельная политика.
Уровни политики в мире и т. д.

К содержанию программы прилагаются:
темы для реферата (на выбор),
списки литературы: учебной и художественной.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию