Эксоцман
на главную поиск contacts
Поиск
Автор:
Название:
Учебное заведение:
Всего учебных программ в данном разделе: 428

Авторы:
А Б В Г Д Е Ж З И ЙК Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N OP QRS TUV W XYZ
 
Названия:
А Б В Г Д ЕЖ ЗИ ЙК Л М Н О П Р С Т У Ф ХЦ ЧШЩЭ ЮЯ
ABC DE F G HIJKL M NO P QR S T UVW XY Z
 

Опубликовано на портале: 06-09-2004
Татьяна Августовна Пичугина
В учебном курсе «Организация и проведение социологических исследований» рассматриваются и изучаются следующие темы:
Этапы и процедуры социологического исследования.
Основное назначение программы социологического исследования.
Виды социологического исследования.
Виды инструментария.
Этапы подготовки исполнителей полевых работ.
Типичные ошибки, трудности, проблемы организации прикладного социологического исследования и т.д.

Объем курса - 64 часа

К содержанию курса «Организация и проведение социологических исследований» прилагается: список экзаменационных вопросов, список рекомендованной литературы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-04-2003
Татьяна Августовна Пичугина
Курс содержит четыре основных блока: введение в социологию девиантного поведения; девиантное поведение, гендерный аспект; виды девиантного поведения; социологические методы исследования девиантного поведения. Учебный курс аннотирован описанием учебной программы и обоснованием актуальности изучения предмета.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-06-2003
Татьяна Николаевна Пищева
Курс предназначен для студентов 3-5 курсов, специализирующихся по политологической проблематике. Курс сочетает знакомство с современными теоретическими и методологическими основами исследований образов политиков и изучение возможностей использования политико-психологических методов для исследования восприятия политических лидеров.

Программа спецкурса опубликована в рамках проекта "Молодые преподаватели российских регионов: междисциплинарный ракурс социально-экономических и политических проблем" при поддержке Института "Открытое общество" в книге "Методические материалы и программы к специализированным курсам по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам" / Ин-т "Открытое о-во"; Под ред. М.М. Лебедевой и др. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 428 с.: табл. - Библиогр. в конце тем.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 09-08-2003
Юрий Менделеевич Плотинский
третий-четвертый год обучения
Цель курса - освоение понятий и принципов модельного подхода к анализу социальной реальности. Задачи курса - изучение социальных механизмов, генерирующих социальные процессы и явления; освоение методов системного и когнитивного подходов к анализу социальных проблем; знакомство с методами формального моделирования социальных процессов. В разделах курса рассматриваются вопросы системного анализа и когнитивного подхода к моделированию социальных процессов. Моделирование рассматривается как инструментарий, облегчающий поиск эффективных решений социальных проблем. В процессе освоения курса происходит развитие культуры моделирования и углубление понимания социальных процессов и явлений.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Псефология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 04-05-2003
Олег Борисович Подвинцев
Курс псефологии (политической социологии, социологии электоральных процессов) предназначен для студентов-политологов, изучающих основы прикладной политологии, политического анализа и политического прогнозирования. Теоретические разделы курса предполагают обращение к отечественному и зарубежному материалу - прежде всего к политической истории стран Запада нового и новейшего времени, имеющим богатый олыт проведения демократических выборов. Практические задания для семинарских занятий ориентированы на общероссийские и особенно региональные политические реалии. Список рекомендуемой литературы дополнен ресурсами сети Интернет. Программа курса рассчитана на 48 учебных часов (32 часа лекционны занятий и 16 часов - семинарских). С точки зрения политической социологии интересны такие темы как: "Средства массовой информации и выборы", "Опросы общественного мнения и выборы".
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 07-08-2003
Никита Евгеньевич Покровский
2002 год
Целью курса "История теоретической социологии ХХ века" является раскрыть панораму западной социологии середины ХХ века во всём её многообразии и сложности. В качестве конструирующего принципа построения курса выбран персонифицированный подход, заключающийся в том, чтобы создать галерею портретов крупнейших социологов и таким образом в целом проследить развитие социологической мысли на Западе.
Применение подобного принципа не есть проявление методической прихоти автора. Этот принцип отражает глубокое убеждение, согласно которому социология предназначается, по своей изначальной сути, для диагностики проблем общества и реальных людей, живущих в нем, и осуществляет эту свою миссию также с помощью реальных людей - ученых-социологов, обладающих всеми чертам интеллектуальной индивидуальности. Иначе говоря, курс истории социологии должен быть социологичен сам по себе. Это значит, что в нем должен обязательно присутствовать образ человека - творца научной теории, а не одни лишь "школы мысли", "направления", "понятия", "категории", "методики" и т.д.
Выбор персоналий для рассмотрения в рамках настоящего курса не претендует на универсальность, ибо, во-первых, понятие "классик социологии" относительно, а, во-вторых, ограничения данного курса по объему не позволили включить в него всех западных социологов, которые по праву могли бы на это претендовать. Несмотря на то, что в лекциях будут по возможности подчеркиваться и анализироваться "точки соприкосновения" социологии и гуманитарных наук, курс представляет собственно социологические исследования, причем по преимуществу теоретические, конструирующие научные картины социальной жизни в ее структурной и функциональной обобщенности. Что касается эмпирических исследований в различных социологических областях (также чрезвычайно разнообразных и интересных), то это предмет другого курса. Рекомендуемый список литературы носит приблизительный характер и ни в коей мере не исчерпывает всего того, что можно прочитать по указанным темам в наших библиотеках. Кроме того, в настоящий момент ряд издательств готовит к печати хрестоматии и иные публикации первоисточников по западной социологии, которые в будущем следует активно использовать для освоения этого курса.
ресурс содержит прикрепленный файл

Теории глобализации [учебная программа]
Опубликовано на портале: 16-06-2003
Никита Евгеньевич Покровский
2000 год
Глобализация представляется одной из важнейших тем современной социологии. Она охватывает наиболее важные аспекты социальных изменений в современном мире и создает теоретический сценарий дальнейшего развития России и всего мирового сообщества как единого целого.
ресурс содержит прикрепленный файл

Социология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Никита Евгеньевич Покровский, Марина Андриановна Шабанова
Курс лекций «Социология» представляет собой концентрированное изложение основных структурных параметров современного общества структурного мышления.
Основу курса составляет социологический анализ взаимодействия и взаимовлияния его различных составных частей и процессов. Каждой теме соответствует определенный «тезаурус»-набор базисных понятий, которые обогатят научный язык студентов и помогут развить у них основы социальной реальности. Однако в курс входит материал и других социальных наук-политологии, экономики, социальной психологии и антропологии.
В этом смысле предлагаемый курс можно рассматривать как комплексное введение в социальные науки, позволяющее сформировать научную культуру студентов, их профессиональное мышление и язык.

Занятия проходят в виде лекций, включающих дискуссии, опрос студентов, письменные тесты. На лекциях широко применяются видеоматериалы, раздаточные материалы, проекции и др.

Основные учебники, рекомендуемые в рамках данного курса- Энтони Гидденс «Социология», Нейл Смелзер «Социология» и С.С.Фролов «Социология».

К содержанию курса «Социология» прилагается: список основной и дополнительной литературы, сформированной отдельно по темам, памятка «Как готовиться к лекциям», список тем для социологических наблюдений( 2 видов), «Как писать эссе».

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 28-08-2004
Эдуард Понарин
«Введение в методологию социальных наук» Курс ведется в формате семинаров, на которых основную нагрузку несут ведущие, назначаемые преподавателем к каждому семинару (за исключением первого) из числа слушателей. Ведущие встречаются с преподавателем за один-два дня до очередного семинара.
На этих встречах рассматривается материал семинара и намечаются основные темы для обсуждения.
В ходе семинара преподаватель участвует в обсуждении наряду со всеми и одновременно оценивает работу ведущих и рядовых участников семинара.
В конце курса слушателям предлагается написать небольшую (3-7 страниц) работу, в которой они должны изложить и защитить свою собственную методологическую позицию.

К содержанию курса «Введение в методологию социальных наук» прилагается список рекомендованной литературы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 27-08-2004
Эдуард Понарин
В учебном курсе «Этнические проблемы на пост-советской территории» рассматриваются следующие вопросы:
Этнические факторы в развале СССР и конфликтах на пост-советской территории
теории национализма
институциональные аспекты этничности в бывшем Советском Союзе
потенциал русского национализма.

Объем курса - 14 лекций, 14 семинаров, 8 кредитов ECTS.

К содержанию курса «Этнические проблемы на пост-советской территории» прилагается: обязательное чтение к каждой теме и литература ко всему курсу.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Людмила Николаевна Попкова
Объем курса «Индустриальная цивилизация в гендерном измерении» - 60 часов.
Данный курс -авторская разработка, победитель конкурса учебных программ по гендерному образованию (Фонд Сороса).
Учебный курс "Индустриальная цивилизация в гендерном измерении" направлен на изучение истории России, Западной Европы и США в 19-20 вв. с точки зрения становления, развития и кризиса современных гендерных систем.

Цель курса - состоит в гендерной ревизии известного фактологического материала. Кроме того, студентам предлагается проследить историческое развитие гендерных отношений России и Западных стран в сравнительной перспективе.
Кроме того, для России гендерный подход в истории достаточно новая научная область, в то время, как существуют обширные исследования американского и других западноевропейских обществ.
Концептуальная новизна учебной программы состоит в том, что предлагаемый курс опирается именно на гендерный подход, который предполагает не вычленение "женской истории" из общенациональной или противопоставлении ее традиционной "мужской", а изучение механизмов взаимодействия и взаимовлияния полов в историческом процессе.

В результате данного курса студенты не только "добавят" к полученной картине исторического развития человечества женщину как субъекта истории, но и получат представление о взаимоотношениях полов и гендерной истории в целом, что в дальнейшем будет способствовать более объективному анализу исторических процессов.
К содержанию программы спецкурса прилагаются:

  • список источников и литературы, сформированный отдельно по каждой теме;
  • ресурсы Интернета.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Социология (для юристов) [учебная программа]
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Дмитрий Сергеевич Попов, Ольга Александровна Симонова
Учебный курс «Социология» представляет собой одну из фундаментальных учебных дисциплин в системе подготовки специалистов в области гуманитарных наук.
Курс состоит из следующих разделов «Социология как наука» «История социологии» «Культура и общество» «Социальные взаимодействия» «Социализация» «Социальная структура и социальная стратификация» «Социальные группы и организации» «Социальный контроль и отклоняющееся поведение» «Социальные институты» «Этнические общности» «Социальные процессы, социальные изменения и движения».

Курс лекций «Основы социологии» представляет собой изложение основных положений общей социологической теории. Основное внимание в нем уделяется социологическому анализу системы взаимодействия составных частей и процессов общества. Этот анализ основан на рассмотрении социальных фактов и объясняющих их социальных моделей (концепций).
Курс нацелен на ознакомление студентов непрофильного факультета с социологической культурой, культурой профессиональной социологической деятельности.
В основе курса - демонстрация возможностей современных социологических теорий в понимании социальной реальности. Особое внимание уделяется темам, связанным с проблематикой социальных изменений в современном обществе, функционированием основных социальных институтов, действием социальных норм и ценностей в жизни общества.
Акцент делается на особенностях социологического анализа разнообразных общественных феноменов и на значении этого анализа для профессиональной деятельности, а также его роли в понимании современного российского общества.
Курс можно рассматривать как ознакомление с основами социологического анализа, позволяющее сформировать научную культуру студентов, их теоретическое мышление, поэтому учебными задачами данного курса можно считать следующие:
дать изучающим широкое представление о спектре тем и проблем современной социологии;
познакомить с основными принципами и понятиями дисциплины;
сформировать понимание закономерностей функционирования общества;
привить некоторые навыки социологического мышления;
привить навык свободно ориентироваться в социологической литературе и использовать приобретенные понятия и навыки в интересах собственной профессиональной деятельности.

Объем курса - 28 часов.

К содержанию курса «Социология» прилагается список основной и дополнительной литературы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Социология образования [учебная программа]
Опубликовано на портале: 18-12-2003
Николай Васильевич Поправко
V курс
Учебный курс «Социология образования» входит в учебный план в качестве обязательной дисциплины и в 2000 году впервые читался студентам 5-го курса специальности «Социология» в качестве спецкурса (18 часов). Разрабатываемый курс рассчитан на 50 аудиторных часов (36 часов лекций и 14 часов семинарских занятий), будет читаться на третьем году обучения (первый семестр). Курс представляет собой необходимый этап реализации базового учебного плана, предусмотренного Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Социология» - 020300. Место курса в системе социогуманитарного образования связано с сегодняшней актуализацией проблематики образования на всех уровнях: от глобального до регионального.
Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-12-2003
Жанна Васильевна Пузанова, М.И. Витковская
Учебный курс «Методика и техника конкретных социологических исследований» предназначен для студентов направления «Социология» факультета гуманитарных и социальных наук РУДН. Данный учебный курс представляет собой развернутое изложение теоретико-методологических основ эмпирического социологического исследования, описания и обоснования основных методов сбора информации, особенностей инструментария, логики и порядка исследовательских операций в построении программы исследования, концептуализации и создания модели измерения. В рамках учебного курса рассмотрены основные приемы измерения и специфика применения алгоритмов анализа данных в социологии. Курс подготовлен с учетом отечественного и зарубежного опыта развития социологии и его отражения в учебной литературе.
Курс рассчитан на 204 аудиторных часов (50 % - лекций, 50% - практических занятий). Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Социальная стратификация [учебная программа]
Опубликовано на портале: 26-05-2003
Вадим Валерьевич Радаев
Курс включает 14 лекций и 13 семинаров. Читается в Московской высшей школе социальных и экономических наук в качестве обязательного курса (14 недель).
ресурс содержит прикрепленный файл