Эксоцман
на главную поиск contacts
Поиск
Автор:
Название:
Учебное заведение:
Всего учебных программ в данном разделе: 428

Авторы:
А Б В Г Д Е Ж З И ЙК Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N OP QRS TUV W XYZ
 
Названия:
А Б В Г Д ЕЖ ЗИ ЙК Л М Н О П Р С Т У Ф ХЦ ЧШЩЭ ЮЯ
ABC DE F G HIJKL M NO P QR S T UVW XY Z
 

Социальная психология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 14-08-2003
Ирина Константиновна Владыкина
Цель курса - обучение студентов теоретическим и прикладным основам социально-психологической науки. В его задачи входит: анализ взаимосвязи социальной психологии как науки с актуальными проблемами общественной жизни, систематизация фундаментальных знаний и анализ основных тенденций современных исследований в области социальной психологии; ознакомление студентов-социологов с основными сферами прикладной социальной психологии.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-06-2003
А.В. Волкова, А.В. Курочкин, Е.О. Курочкина, Л.В. Сокирянская, П.М. Шишко, Леонид Владимирович Сморгунов
послевузовское образование
Курс предназначен для слушателей системы послевузовского образования. Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить слушателей с основными традициями гражданственности и самоуправления в России, в также показать их влияние на современный политический процесс, на формирование гражданского общества и гражданской культуры участия. В курсе рассматриваются проблемы вечевой демократии в России, земской формы организации местного самоуправления, общинных традиций, патриотизма, коллективности, роли права в формировании культуры гражданственности и самоуправления. Особое внимание уделяется таким агентам политической социализации, как государство, партии, церковь, школа.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 15-06-2003
Ирина Владимировна Волкова
2001 год
Особенностью курса является освещение исторического материала в институциональном разрезе, в наибольшей степени отвечающего современной парадигме социологического образования. Данное построение курса позволяет сочетать фактографическое освоение каждой темы с основными итогами ее изучения в рамках теоретической социологии, историко-социологических исследований, стимулируя тем самым студентов к использованию полученных знаний по базовым дисциплинам социологического образования и при изучении истории.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-04-2004
Вадим Викторович Волков
2 семестр
Курс Классические основания современной социальной теории посвящен рассмотрению основных течений классической социальной теории. В рамках курса изучаются теоретические взгляды К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, Р. Мертона, Ф. Ницше, М. Хоркхаймера, Т. Адорно, П. Бурдье, М. Фуко, Л. Витгенштейна и других. В рамках курса автор стремится продемонстрировать преемственность современной социальной теории идеям классической социологии.

Курс состоит из 14 лекций, концептуально разделенных на пять разделов:
1) Классический социологизм и его критика,
2) Понимающая социология,
3) Социологический синтез,
4) Герменевтика подозрения и критическая теория,
5) Витгенштейн и социология повседневности.

Курс читается в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Программа курса содержит список литературы по каждой лекции.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 14-08-2003
Вадим Викторович Волков
2 семестр
Идея курса заключается в демонстрации образцов социологической постановки и решения проблем, своего рода "открытий" в социологии. Курс не предполагает стандартного изучения различных направлений социальной теории или истории социологии. Вместо этого, детальному разбору подвергаются авторы, оказавшие наибольшее влияние на становление дисциплины и ввиду этого заслуживающие изучения того, "как сделаны" их наиболее значимые работы. Автор учебного курса обращается к теоретическим взглядам Т. Куна, М. Полани, Л. Витгенштейна, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Б. Мура, Т. Веблена, Д. Норта, Д. Гамбетты, М. Фуко, Дж. Скотта, П. Бурдье, И. Гоффмана и других. Курс включает 14 лекций, программа курса содержит тематически сгруппированный список рекомендуемой литературы.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 26-08-2004
Вадим Викторович Волков
В программе курса «Социологическое воображение» рассматриваются темы:
обыденное знание и социологическое знание, чем отличается социолог от обывателя, техники и инструменты объективации социальной жизни, теория рационального выбора и сведение социального действия к экономическому, теория групп и проблема коллективного действия,
даются понятия:
о социологическом воображении и его реализации в практике социологии,
социального факта и института,
а также о повседневных наблюдениях жизненных ситуаций, о социальных заказах и выборе объекта исследования и другие.

К содержанию курса «Социологическое воображение» прилагается список рекомендованной литературы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 06-10-2003
Вадим Викторович Волков
Второй семестр 2002/03
Курс предназначен для ознакомления слушателей с новейшими идеями в области социальных наук, сформулированными в рамках так называемого «прагматического поворота». Последний предполагает, что социальная реальность должна быть концептуализирована в терминах повседневных практик, а эмпирические исследования должны быть сосредоточены на детальном описании и анализе образа действия, процедур, практических приемов и неявных предрассудков участников социальных взаимодействий. В курсе рассматриваются несколько различных традиций понимания практик, некоторые традиционные социологические проблемы (например, власть, политика, знание, социальный институт и т.п.), а также методологические следствия переопределяются с точки зрения новой парадигмы. Курс состоит из лекций и семинаров, на которых обсуждаются основные тексты.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Ольга Александровна Воронина
преподаватели социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Объем учебной программы-специализации "Гендерный подход в гуманитарных науках" -10 часов.
Автор в своей учебной программе ставит следующие цели:

продемонстрировать возможности применения гендерной методологии в гуманитарных науках, изучении искусства и культуры;
рассмотреть проблематику, методы и концепции важнейших направлений в гендерной истории как части междисциплинарных гендерных исследований;
показать, как применение гендерного анализа видоизменяет общую концепцию истории и позволяет построить новые объяснительные модели социально-исторического развития;
представить методологическую базу изучения гендерных аспектов языка и проанализировать феминистскую лингвистику;
рассмотреть отражение гендерных стереотипов в языке;
дать анализ специфической гендерной ситуации в современном российском искусстве; проследить ход развития культурно-исторической природы явления "женщина-художница" как феномена искусства ХХ века и особенности его проявления на российской почве;
подготовить слушателей к использованию гендерного подхода при разработке ими самостоятельных блоков или отдельных тем в рамках изучения истории, языка, культуры и искусства;
показать возможности использования различных демонстрационных материалов в преподавании, в том числе - кино- и видеосюжетов, сайтов интернета.


К содержанию программы прилагаются:
список основных тем модуля,
список рекомендуемой литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 10-08-2004
Ольга Александровна Воронина
преподаватели социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Основные цели курса-специализации «Теоретико-методологические основы гендерных исследований»:
ознакомить слушателей с основными понятиями, подходами и направлениями современной гендерной теории;
показать возможности применения гендерной теории и методологии для проведения социальных и гуманитарных исследований;
подготовить слушателей к использованию гендерной теории при разработке собственных учебных курсов по социальным и гуманитарным наукам;
проанализировать развитие гендерных исследований в России.

Объем курса - специализации «Теоретико-методологические основы гендерных исследований» - 12 часов.

К содержанию программы прилагается список рекомендованной литературы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Ольга Александровна Воронина, Елена Викторовна Кочкина
преподаватели социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Объем курса «Гендерный подход в изучении политики и права» - 10 часов.

Данный курс является специализацией учебной программы по курсу «Основы гендерных исследований».
Цель модуля:

  • показать, как шло развитие конвенциональной западной политической науки в отношении прав женщин;
  • проанализировать феминистскую критику этой науки;
  • ознакомить с возможностями применения гендерного подхода для анализа политических процессов;
  • рассмотреть основные направления и темы гендерных исследований политики на Западе и в России;
  • проинформировать слушателей о международных и российских документах в области прав человека, о международных организациях по правам человека;
  • показать возможности защиты прав человека в России на основе международной практики и документов;
  • проанализировать историю и реальное состояние женских политических движений в России.
      К содержанию программы спецкурса прилагаются:
    1. список основных тем модуля,
    2. обширный список рекомендуемой литературы.
  • ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Основы гендерной психологии [учебная программа]
    Опубликовано на портале: 06-12-2003
    Дмитрий Владимирович Воронцов
    2002
    Цель спецкурса: сформировать у слушателей навыки гендерного анализа социально-психологических процессов и явлений.
    Задачи спецкурса:
    - ознакомить с основными теоретико-методологическими подходами к гендерным исследованиям в социальной психологии;
    - сформировать базовый понятийный аппарат гендерной психологии;
    - раскрыть содержание процесса гендерной социализации личности;
    - ознакомить с основными концепциями формирования гендерных различий;
    - сформировать навыки критического анализа социально-психологических работ, посвященных исследованию пола и гендера личности;
    - ознакомить с методиками изучения гендерных аспектов бытия личности;
    - сформировать навыки обнаружения гендерной проблематики в практической деятельности психолога.

    Место спецкурса в профессиональной подготовке студента: помочь обобщить и конкретизировать базовые знания, приобретенные студентами в ходе изучения следующих дисциплин: антропологии, социологии, социальной психологии, психологии развития, психологии личности. Спецкурс также расширяет представления студентов о возможностях интерпретации и анализа основных социально-психологических феноменов в гендерной перспективе.
    Спецкурс построен на основе принципов контрастности и компаративности и предполагает следующие требования к уровню усвоения содержания: свободное владение базовым понятийным аппаратом гендерной психологии, способность к критическому восприятию изучаемого материала, знание различных методологических подходов к гендерным исследованиям в социальной психологии, умение свободно и творчески использовать психодиагностический инструментарий в гендерной перспективе.
    Практические занятия предполагают групповой формат работы с применением методов активного социального обучения в гетерогенном по гендерному признаку составе.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Дмитрий Владимирович Воронцов
    Студенты 3-го курса обучения, специализирующиеся по кафедрам социальной психологии, общей психологии и психологии личности, валеопсихологии
    Объем спецкурса - «Прикладная гендерная психология» - 64 часа.
    Автор данного учебного курса охватывает следующие разделы:
    теоретико-методологические аспекты гендерной психологии,
    методики исследования гендерных характеристик личности
    .

    В рамках курса изучаются вопросы влияния социального и политического контекста на социально-психологическую проблематику, рассматриваются проблемы возникновения и развития гендерных исследований, вопросы даны в рамках контекста феминистской критики и психологии, освещаются проблемы женских, гендерных исследований.
      К содержанию программы спецкурса прилагаются:
    • список основных тем,
    • список литературы.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 23-04-2003
    Оксана Вячеславовна Гавришина
    Курс семинарских занятий знакомит слушателей с методами изучения культуры повседневности.

    Цели курса:

    • Дать целостное представление о культуре. Раскрыть сложность культуры, неоднозначность и многообразие культурных феноменов, включающих все сферы жизни человека. Показать значение выделения сферы материальной и социальной культуры, прочитанной сквозь призму культуры повседневности, как самостоятельного, заслуживающего особого внимания объекта изучения, позволяющего достичь целостного восприятия культуры.
    • Представить основные методы изучения культуры повседневности.
    • Представить особенности работы с источниками.
    • Представить специфику написания целостного текста в области истории культуры повседневности.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

    Опубликовано на портале: 05-06-2003
    Елена Ильинична Гапова
    Рассматриваются дискурсы и практики гендера в качестве ключевых категорий в организации социальной жизни в советском и постсоветском обществе. Социальные изменения, происходившие в течение почти всего ХХ века, анализируются с точки зрения гендерных проблем. Курс начинается с рассмотрения классовых и гендерных отношений накануне Октябрьской революции, затем переходит к марксистским теориям семьи и новых мужчины и женщины, далее останавливается на радикальных изменениях в частной сфере и гендерных ролях, характерных для 1920-х и 1930-х годов. В курсе рассматривается укрепление традиционных ценностей и ролей в сфере гендерных отношений в ходе Второй мировой войны и послевоенного периода. Изучение развитого социализма вращается вокруг рассмотрения политики (советского) распределения ресурсов, образования и социального обеспечения. В курсе анализируются попытки переосмысления концептов мужчина и женщина в свете новой социальной стратификации в период перестройки. При рассмотрении постсоветского периода основными являются вопросы распада советской системы социальной защиты и переосмысления мужского и женского гражданства в свете новых национальных проектов и националистических идеологий, а также осмысление нового феномена - женского движения. К программе курса прилагается список рекомендуемой литературы.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Социология пола [учебная программа]
    Опубликовано на портале: 09-08-2003
    Елена Ильинична Гапова
    Курс рассматривает социальное конструирование пола (гендера) как элемента культуры и системы стратификации. Анализируется роль культуры и общественных институтов в формировании и функционировании гендера; рассматриваются теории гендерной идентичности (психоаналитическая, функциональная, эволюционистская, теория конфликта и другие); социологические и антропологические теории возникновения гендерной иерархии и ее взаимодействие с другими системами стратификации - классовой и расовой (национальной). Значительное внимание уделяется проблемам биологического воспроизводства и культурному конструированию сексуальности, маскулинности и женственности в контексте распределения власти. Профессиональная сегрегация по признаку пола изучается в контексте глобализации экономики и трудовой миграции. Рассматриваются понятия мужского и женского гражданства. К программе прилагается список рекомендуемой литературы.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл