Эксоцман
на главную поиск contacts
Поиск
Автор:
Название:
Учебное заведение:
Всего учебных программ в данном разделе: 428

Авторы:
А Б В Г Д Е Ж З И ЙК Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N OP QRS TUV W XYZ
 
Названия:
А Б В Г Д ЕЖ ЗИ ЙК Л М Н О П Р С Т У Ф ХЦ ЧШЩЭ ЮЯ
ABC DE F G HIJKL M NO P QR S T UVW XY Z
 

Опубликовано на портале: 27-03-2003
Инна Феликсовна Девятко
Систематически рассматриваются основные проблемы, возникающие при планировании и проведении исследования - от концептуализации стоящих перед исследователем задач и выбора исследовательской стратегии до анализа полученных результатов. Наряду с традиционными методами массовых опросов, детально анализируются возможности и практика применения в социологических исследованиях включенного наблюдения, биографического метода и эксперимента. Изучение курса предполагает ознакомление студентов с современной трактовкой качества социологического измерения, с ключевыми подходами к конструированию индексов и шкал. Большое внимание уделяется фундаментальным понятиям статистического анализа результатов - от одномерного анализа и методов представления данных до самых популярных техник анализа связи между переменными.
В ходе теоретических и практических занятий затрагиваются вопросы, возникающие при соотнесении практики и результатов социологического исследования с его социальным контекстом: представление результатов исследования, этические аспекты взаимоотношений с респондентами и заказчиками и т.п.

Формы оценки: Окончательная оценка выставляется по результатам сдачи письменного аудиторного экзамена. Обязательным условием допуска к экзамену является своевременная сдача четырех самостоятельных практических работ-эссе по ключевым разделам курса.

Курс рассчитан на 58 часов аудиторных занятий (лекции - 34 часа, семинары и практические занятия - 24 часа). Планируемый объем внеаудиторной нагрузки 32 часа.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2003
Инна Феликсовна Девятко
2002
Курс Модели объяснения и логика социологического исследования освещает два взаимосвязанных вопроса:
    - каковы основные типы теоретического объяснения в социологии?
    - какого рода эмпирические данные используются сторонниками различных моделей объяснения?
В курсе систематически рассматриваются основные модели социологического объяснения - позитивистская, бихевиористская, интерпретативная, этнометодологическая, функционалистская и структуралистская. Анализируется влияние, оказываемое различиями между описанными моделями, на методы исследования, способы концептуализации эмпирического материала, а также на критерии оценки различных теорий.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-06-2003
Инна Феликсовна Девятко
2000-2001
Образцы ежегодно обновляемых заданий к письменному экзамену по авторскому курсу И.Ф. Девятко «Методы социологического исследования» . Разделы заданий к письменному экзамену соответствуют основным разделам программы курса. Предусмотрена возможность выбора заданий внутри разделов.

Опубликовано на портале: 14-06-2003
Инна Феликсовна Девятко
2002
Приведены два варианта заданий к письменному экзамену по курсу «Модели объяснения и логика социологического исследования». Экзаменационные баллы входят в итоговую оценку вместе с баллами за промежуточные письменные работы (эссе).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2003
Инна Феликсовна Девятко
2001
Образцы письменных заданий к экзамену по курсу "Социология организаций". Баллы за экзамен (итоговая оценка) суммируются с результатами промежуточного контроля (два письменных эссе).

Опубликовано на портале: 26-05-2003
Инна Феликсовна Девятко
Рассматриваются основные тенденции развития современной социологической теории. Особое внимание уделяется аналитическим головоломкам, возникающим в результате применения различных моделей социологического объяснения к основным концептуальным областям социологической теории - деятельности, рациональности, структуре и социальной системе.

Четыре раздела рассчитаны на 40 часов лекций и 32 часа семинаров.
Раздел I. Ведущие социологические парадигмы и модели объяснения в 1980-е - 1990-е гг.: возможности теоретической кодификации и концептуальной стандартизации социологического знания.
Раздел II. Социальное действие и деятельность: теории субъективности и рациональности.
Раздел III. Анализ глубинной структуры социальных отношений в современной социологической теории.
Раздел IV. Системное теоретизирование в социологии.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Социология организаций [учебная программа]
Опубликовано на портале: 07-05-2003
Инна Феликсовна Девятко
1997 - 2001
В курсе рассматриваются различные подходы к анализу деловых организаций, сформировавшиеся в рамках основных социологических парадигм. Особое внимание уделяется сравнительно новым социологическим перспективам в исследовании организаций как ключевых корпоративных акторов современного общества - от этнографии организаций до теории институционального изоморфизма.
ресурс содержит прикрепленный файл

Социология риска [учебная программа]
Опубликовано на портале: 17-07-2003
Инна Феликсовна Девятко
2001
Данный курс знакомит студентов с основными концепциями риска, рискованного поведения и мониторинга рисков в индустриальных и постиндустриальных обществах. В лекционной части курса рассматриваются ключевые подходы к анализу рисков в современной социальной теории, а также методы выявления, классификации и исследования рисков. В курсе также излагаются ключевые результаты современных исследований обыденного восприятия риска и рискованного поведения; влияния типов политической культуры на отношение к различным типам рисков и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2003
Инна Феликсовна Девятко, В. П. Костюк, Николай Иванович Лапин, Овсей Ирмович Шкаратан
2001 год
Курс является авторским, не имеющим аналогов в России. Авторам не известен подобный курс и в зарубежных университетах. Он предполагает органичное соединение элементов общей теории систем, теории социетальной эволюции, теории общества как социетальной системы, сопоставительного анализа концепций советского и современного российского общества как социально-экономической системы.

Опубликовано на портале: 21-02-2004
Александр Николаевич Дмитриев
Предлагаемый курс должен дать общий очерк попыток исследования «массовой культуры» в момент ее зарождения, преимущественно во второй четверти ХХ века. Новый социальный опыт, рожденный Первой мировой войной и революционными изменениями в России и Центральной Европе, находил выражение в трансформации содержания культуры и литературного канона (в том числе и в Соединенных Штатах Америки). Появление «массового общества» и сопутствующих культурных изменений (от новых видов искусства, вроде кинематографа, до средств психологической мобилизации и пропаганды) стало предметом как новых художественных практик, так и теоретической рефлексии. В настоящем курсе основное внимание уделено будет именно этой последней, включая философские, методологические, институциональные и политические аспекты теории массовой культуры и ее мифологической составляющей. Именно поэтому самое существенное место в нем будет занимать опыт «критики идеологии», связанный с наследием Франкфуртской школы социальных исследований, реализованный именно при изучении американской массовой культуры в 1940-е гг. (В.Беньямин, Т. Адорно, Л.Левенталь) Исследование популярных жанров и мифов обыденного сознания у Ролана Барта (в «Мифологиях») и низовой словесности у русских формалистов и их последователей (с конца 1920-х гг.) будет рассмотрен в качестве важных сопоставительных примеров анализа массовой литературы и ее исторической эволюции.
ресурс содержит прикрепленный файл

Социология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 11-09-2004
Кирилл Юрьевич Добрин, Олег Николаевич Ежов, Д.В. Петров, Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова
Учебный курс «Социология» охватывает по содержанию все разделы и темы Социологии.
Прежде всего в контексте содержания данного курса рассматривает развитие социологии как науки об обществе.
Раскрываются следующие темы и понятия: Парадигмальный статус науки. Парадигма социологического знания. Научная теория социологического знания. Внутреннее многообразие социологии. Социология в системе социальных наук. Культура и общество. Личность и общество. Социальные процессы. Общество как целостная система. Основные социологические концепции конца XIX-XX века. . . ит.д.

К содержанию курса «Социология» прилагаются: вопросы к 1 разделу курса, список рекомендованной литературы, сформированный по разделам содержания курса, темы и обязательная литература к семинарам, список тем докладов

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Татьяна Алексеевна, Доронина
Студентам 5 курса (магистратура)
Объем данного учебного курса - 36 часов.

Основная цель спецкурса:
познакомить студентов с основами гендерных знаний;
оказывать содействие формированию в них эгалитарного мышления с целью смягчения гендерной асимметрии в обществе;
оказывать содействие воспитанию у студентов гендерной чувствительности;

При разработке данного курса автор учитывал специфику будущей профессиональной деятельности студентов.

В рамках курса ставятся следующие задачи:
ознакомить студентов с проблемами и перспективами гендерных исследований;
раскрыть слушателям понятия и определения, которые относятся к гендерной теории;
познакомить с важнейшими проблемами использования гендерного подхода в общественно-гуманитарных науках;
предоставить вариативные методики использования гендерного знания в литературоведении;
сформировать у слушателей навыки использования основ гендерных знаний в будущей профессиональной деятельности;
оказывать содействие преодолению у слушателей гендерных стереотипов и формированию у них гендерной культуры.

К содержанию прогрммы прилагаются:
основные понятия, сгруппированные по каждой теме отдельно
отдельно выделены тематика практических занятий
темы для самостоятельной работы
обширный список литературы, снабженный некоторыми ссылками.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Наталья Викентьевна Досина
Студенты кафедры социально-политических теорий, гуманитарных дисциплин
Объем учебного курса - специализации «Методология и методика гендерных исследований» - 30 часов.
Важной составной частью курса является анализ методологических проблем становления гендерных исследований и новых для России возможностей применения качественного анализа гендерных проблем. Это позволяет обнаружить подлинное взаимодействие социальных групп друг с другом и с государством, специфику исполнения ими ролей и функций, раскрыть глубинные изменения в политической системе при её переходе к новому состоянию.
    К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  1. список основных тем,
  2. список семинарских занятий,
  3. список рекомендуемой литературы к лекционному курсу,
  4. список рекомендуемой литературы к семинарским занятиям.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 15-06-2003
Тамара Моисеевна Дридзе
Прогнозное (проблемно-ориентированное или проблемно-целевое) социальное проектирование представляет собой ключевой наукоёмкий этап социально-управленческого цикла. В нем конкретизированы принципы такого взаимодействия общественных и естественных наук с практикой регулирования социально значимых процессов, в основе которых лежат приоритеты целей и ценностей воспроизводства физически и нравственно здорового человека в здоровой жизненной среде.

В этом смысле социально значимым управленческим решением в равной мере может оказаться и инженерный или градостроительный проект, и программа развития предприятия или населенного места, план реорганизации административной структуры или реконструкции жилого массива, модификация старых или разработка новых нормативно-правовых актов и т.п. в той мере, в какой они вносят "возмущение" в среду обитания людей, задевают их достоинство и интересы, сказываются на качестве и образе их жизни.

Речь, таким образом, идет не о том, чтобы прогнозировать события, ход которых зависит от вмешательства извне, а о том, чтобы сделать осмысленным и по возможности безвредным само вмешательство в неуправляемый ход тех или иных событий. Чтобы вместо реализации интересов узкого круга лиц, занятых лишь поиском собственной выгоды, и/или "перевода" абстрактно-утопических прогнозных разработок в управленческие решения, несущие реальную социокультурную опасность, создать условия для интеграции общего и конкретного (основанного на социально-диагностических исследованиях) научного знания о локальной социальной ситуации в практику выработки решений.

Именно по этой причине технология прогнозного социального проектирования носит комплексный междисциплинарный характер и исходит из постулата о принципиальной возможности гуманизации и "диалогизации" процесса выработки решений на всех уровнях управления социально значимыми процессами.

Курс состоит из 4-х разделов (тем), позволяющих проследить логику перехода от теоретико-методологической платформы прогнозного социального проектирования к прикладным возможностям этой весьма перспективной социальной технологии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Этносоциология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Леокадия Михайловна Дробижева
для студентов социологического факультета
Объем курса «Этносоциология» - 32 часа.

В данном учебном курсе автор рассказывает об основных направлениях исследований внутри этнической социологии, о том, какой вклад внесли этносоциологи в прогнозирование этносоциальных процессов и межэтнических отношений.
Показывает место этнической социологии в системе научного знания.
Рассматривается соотношение современной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; рассматривается роль традиционализма в политической жизни и социальном поведении.

Изучаются проблемы межкультурных границ, роль религии (этнические интересы и установки на межэтническое общение), межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма и межэтнических конфликтов.

Программа курса содержит список литературы, сформированный отдельно по каждой теме.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию