Эксоцман
на главную поиск contacts
Поиск
Автор:
Название:
Учебное заведение:
Всего учебных программ в данном разделе: 428

Авторы:
А Б В Г Д Е Ж З И ЙК Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N OP QRS TUV W XYZ
 
Названия:
А Б В Г Д ЕЖ ЗИ ЙК Л М Н О П Р С Т У Ф ХЦ ЧШЩЭ ЮЯ
ABC DE F G HIJKL M NO P QR S T UVW XY Z
 

Гендерные исследования [учебная программа]
Опубликовано на портале: 20-05-2003
Ирина Сергеевна Клецина
В спецкурсе раскрывается содержание концепции гендера, включающей анализ и объяснение социально-культурных различий в жизнедеятельности мужчин и женщин. Гендерные проблемы анализируются на трех уровнях: макросоциальном (дифференциация социальных функций по половому признаку), на уровне межличностных отношений и на интраиндивидуальном.

Основная цель спецкурса - способствовать осознанию студентами существа гендерных проблем, развитию гендерного сознания, свободного от полоролевых стереотипов, затрудняющих личностную самореализацию. Основной методический подход конструирования содержания спецкурса заключается в рассмотрении влияния на психосоциальное развитие личности особой социальной подсистемы гендерных отношений.

По каждой теме прилагается список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Ирина Сергеевна Клецина
магистрантам и студентам старших курсов психолого-педагогического факультета, гуманитарных факультетов
Объем учебного курса «Психология гендерных отношений» - 42 часа.
Данная учебная программа является обязательным курсом, авторской разработкой, а также победителем конкурса учебных программ по гендерному образованию.
Основная цель курса "Психология гендерных отношений" заключается в проведении психологического анализа межполовых отношений в контексте гендерного измерения. Гендерные проблемы связаны с социальным аспектом в понятиях "мужское" и "женское". Центральная идея, которая положена в основу программы курса "Психология гендерных отношений", заключается в том, чтобы обозначить и проанализировать специфические социально-психологические детерминанты половой дифференциации и иерархичности в разных сферах жизнедеятельности и в разные возрастные периоды.

Основной методический подход конструирования содержания курса заключается в рассмотрении влияния на психосоциальное развитие личности, на возможности ее самореализации особой социальной подсистемы гендерных отношений, функционирующей на нескольких уровнях.
    К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список основных тем
  • обширный список рекомендованной литературы, сформированный по каждой теме отдельно
.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 29-07-2004
Ирина Сергеевна Клецина, Ирина Андреевна Тупицына
студенты, аспиранты, преподаватели ВУЗов
Объем учебного спецкурса-тренинга «Потолок пола. Роли и жизненные сценарии мужчин и женщин» - 12 часов.

Основная цель спецкурса:
способствовать деконструкции традиционного взгляда на вопросы пола, осознанию существа гендерных проблем;
Способствовать развитию гендерного сознания и личностной самореализации.

Курс включает:
во-первых, информацию, отражающую основные аспекты гендерной проблематики,
во-вторых, практические упражнения, направленные на развитие личности участников семинара.

К содержанию программы спецкурса прилагаются:
список основных тем, список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Ирина Сергеевна Клецина, Елена Владимировна Юркова
преподаватели ВУЗов России
Объем спецкурса «Игра в гендерные стереотипы: мужская и женская манипуляция» - 12 ч.
    Основная цель спецкурса-тренинга:
  1. Информационная.
    • Знакомство с понятиями: гендерные стереотипы, манипуляция.
  2. Обучающая.
    • Развитие умений распознавать манипуляцию гендерными стереотипами; развитие навыков противостояния манипуляции.

    К содержанию программы спецкурса прилагаются:

    • тематический план спецкурса,
    • список рекомендованной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Женщины и политика [учебная программа]
Опубликовано на портале: 23-07-2004
Наталия Николаевна Козлова
Студенты, а также все заинтересованные слушатели
Объем спецкурса «Женщины и политика» - 44 часа.
Данный спецкурс -авторская разработка, победитель Конкурса учебных программ по гендерному образованию в 2000 г. (Фонд Сороса), Россия.
Программа курса носит теоретико-политологический характер, в содержании используются социологические (результаты исследований), исторические (в обзоре женских движений), лингвистические (при анализе гендерных стереотипов) данные.
    Цель и задачи курса:
    • теоретические
    • - показать роль и значение женщин в политике;
    • - выявить явные и латентные возможности влияния женщин на политику;
    • - раскрыть гендерные стереотипы, препятствующие движению женщин в политику, а также их причины и последствия.
    • практические
    • - образовательная помощь политически активным женщинам, а также школам женского лидерства;
    • - актуализация гендерных проблем в СМИ;
    • - выработка оптимальных форм взаимодействия с политической властью (в том числе и защита от сексизма в политике);
    • - проведение научно-практических конференций;
    • - использование результатов в проекте "Женщины и город" (Тверской Центр женской истории и гендерных исследований)

К содержанию программы спецкурса прилагаются:

  • аннотация по каждой теме;
  • основной план лекции к данной теме;
  • темы семинаров на выбор по изучаемому разделу;
  • список рекомендованной литературы, сформированной по данной тематике;
  • к каждой теме выделены основные понятия и категории;
  • разбор по блокам деловой игры "Технология избирательной кампании".
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 07-06-2003
Дмитрий Викторович Козлов
Цель спецкурса - выработка у студентов способности к анализу и интерпретации различных сторон демократической политики. Изучение ключевых тем связано с различными исторически обусловленными типологиями демократии; теориями активного гражданства; шумпетерианской идеей критики "общего блага"; демократией, понимаемой как традиция и как инновация; проблемой обусловленности демократического режима определённой формой государственного устройства. Спецкурс предполагает 34 аудиторных часа - 20 часов лекций и 14 -семинаров. Программа опубликована в рамках проекта "Молодые преподаватели российских регионов: междисциплинарный ракурс социально-экономических и политических проблем" при поддержке Института "Открытое общество" в книге "Методические материалы и программы к специализированным курсам по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам" / Ин-т "Открытое о-во"; Под ред. М.М. Лебедевой и др. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 428 с.: табл. - Библиогр. в конце тем.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Социология конфликта [учебная программа]
Опубликовано на портале: 18-12-2003
Владимир Вячеславович Козловский
III курс, бакалавриат
Цель курса – дать студентам целостное представление о теории и практике исследования конфликтов и консенсуса, урегулирования и завершения конфликта как разновидности социальных взаимодействий и коммуникации. В результате изучения данной дисциплины студент должен знать: основные понятия и категории конфликта и консенсуса; объективные и субъективные основания конфликтности и сотрудничества в процессе социальных взаимодействий; основные концепции макро- и микросоциологии конфликта и согласия; цели, функции конфликтов и методы их предотвращения, использования, урегулирования и завершения; структуры и способы налаживания социальных взаимодействий конфликтного и конвенционального характера; технологии коммуникативного урегулирования конфликтов: протест, посредничество, переговоры, манипуляция; особенности протекания и разрешения конфликтов в различных сферах деятельности и на различных уровнях; тенденции развития конфликтов глобального, регионального, локального уровня в современных условиях.
Курс ориентирован на интерактивное и практическое изучение проблематики социологии конфликта и консенсуса. Курс состоит из лекций, составляющих 1/3 времени, семинарских и практических занятий, составляющих 2/3 времени. Новая методика включает самостоятельную и совместную разработку тезауруса по проблематике курса, аналитическую работу в виде тестов, заданий по всем темам курса, состоящую из экспертизы конфликта, проектирования конфликта и согласия по разным проблемам, а также проведение деловых игр, тренингов и небольшого учебного исследования.
Место курса в системе социогуманитарного образования: изучение данной дисциплины способствует формированию навыков самостоятельного мышления в аналитике, диагностике, экспертизе понимании социальных взаимодействий и социально-коммуникативных процессов, умений прикладного характера вести переговоры, налаживать взаимоотношения.
Курс рассчитан на 60 аудиторных часов (16 часов лекций, 32 - практических занятий, 20 - самостоятельной работы). Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Социология культуры [учебная программа]
Опубликовано на портале: 09-08-2003
Игорь Вадимович Кондаков
2000
Предметом курса является культура, рассмотренная через призму социальных закономерностей, объясняющих ее строение, становление, типологию, развитие, смену форм и способов ее функционирования в обществе, механизмы ее самосохранения и обновления в историческом процессе. Целью курса является раскрытие места и роли культуры в системе общества, анализ ее строения и функционирования в различных слоях, классах и группах общества, изучение социального содержания и значения культуры в разные исторические эпохи и в различных политических контекстах, исследование принципов и методов анализа культуры как общественного явления.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Социология образования [учебная программа]
Опубликовано на портале: 05-11-2003
Давид Львович Константиновский
1999-2002
Курс читается в рамках специализированных курсов по социологии Центра социологического образования Института социологии РАН (ЦСО ИС РАН).
Целью работы курсов является, в первую очередь, повышение уровня профессиональной квалификации преподавателей и исследователей из российских вузов и научно-исследовательских центров по отдельным социологическим дисциплинам. Программа представляет собой 4-недельные интенсивные курсы. Обучение проходит в форме лекций и семинаров авторов курса и завершается круглым столом с обсуждением учебной программы и защитой индивидуальных проектов слушателей.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Социология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 07-02-2004
Людмила Георгиевна Костюченко, Владимир Иванович Добреньков
2000
Примерная программа дисциплины "Социология" составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения.

Программа предназначена для студентов, изучающих социологию в качестве обязательной общеобразовательной гуманитарной дисциплины.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Теория и история социологии [учебная программа]
Опубликовано на портале: 03-05-2003
Людмила Георгиевна Костюченко, Надежда Геннадиевна Осипова, Юрий Михайлович Резник, Владимир Иванович Добреньков
третий год обучения
Курс раскрывает теоретические основы социологической науки и даёт общее представление об истории ее становления и развития. Рассматривает особенности предметной области, структурной организации, методологии и методов социологии. Анализирует основные этапы развития социологической науки, показывает различия отдельных социологических школ и концепций. Обосновывает и раскрывает содержание основных составляющих общества: социальных действий, взаимодействий, групп и общностей, институтов и процессов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-07-2004
Лариса Владимировна Косыгина
Студенты 2 и 3 курсов
Объем спецкурса «Гендерное измерение занятости и рынка труда составляет» - 36 учебных часов.

Автор в своей программе раскрывает положение женщин и мужчин на рынке труда, а также рассматривает женскую и мужскую занятость в формальной и неформальной экономиках.

Данный курс разбит на четыре тематических блока.
Первый знакомит слушателей с различными трактовками понятий, используемых в курсе (гендер, труд, занятость, рынок труда) и рассматривает теоретические концепции, в рамках которых даны эти определения.
Второй и третий тематические блоки посвящены анализу положения женщин и мужчин в сфере занятости и на рынке труда в формальной экономике.
В рамках четвертого тематического блока рассматривается ситуация, сложившаяся с женской и мужской занятостью в неформальной экономике.

К содержанию спецкурса прилагается рекомендуемая литература (по каждой теме отдельно).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 02-08-2004
Лариса Владимировна Косыгина
студенты 2 и 3 курсов
В рамках учебного курса «Социология неравенства: гендерный аспект» изучается понятие социального неравенства как системы господства/подчинения в рамках гендерных отношений в его различных проявлениях.
С этой целью рассматривается ситуация с гендерным равенством в России:
как гендерные стереотипы влияют на формирование профессиональной ориентации,
влияние гендерной системы на формирование стратификационной системы общества,
рассматриваются гендерные аспекты безработицы (влияние гендера на практики увольнения, на восприятие и переживания последствий безработицы),
даются основные подходы к определению значения термина "гендер".

Автором приводится обзор результатов зарубежных и отечественных исследований общественного мнения по вопросам:
пространственная и временная относительность деления профессий на "женские" и "мужские" профессии
анализ объема информации о женщинах в средствах массовой информации, (с этой точки зрения рассматриваются женские журналы, книги, видео ролики, фильмы, рекламная продукция)
рассматриваются "женские" и "мужские" сферы бизнеса (например, женщина в "мужском" бизнесе, сексуальность и рабочее место, приставания и изнасилования на рабочем месте: ситуация в мире и в России).
Изучается сложившаяся ситуация с гендерным неравенством в заработной плате (приводятся возможные пути преодоления разрыва в заработной плате).

Объем курса «Социология неравенства: гендерный аспект» - 36 часов.

К содержанию программы прилагаются списки рекомендованной литературы, сформированные отдельно по каждой теме.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 11-08-2004
Оксана Сергеевна Кравчук
студенты старших курсов
Цель спецкурса «Гендерные репрезентации в зарубежной литературе ХХ века (2-я половина)»

познакомить студентов с историей, основными понятиями и подходами гендерной теории;
показать возможность применения гендерной методологии при анализе произведений литературы

На семинарских занятиях (в рамках данного курса) предполагается обсуждение и анализ произведений художественной литературы в рамках нескольких заранее заявленных тем с применением новых интерпретативных стратегий.

Объем курса «Гендерные репрезентации в зарубежной литературе ХХ века (2-я половина)» - 16 часов.

К содержанию курса прилагаются:список тем спецкурса, список тем семинарских занятий, список рекомендуемой художественной литературы, общий список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 07-08-2003
Александр Олегович Крыштановский, Александр Иванович Самыловский
2002
         Учебная дисциплина методы изучения динамики социальных явлений предназначена для ознакомления студентов с современными математическими подходами, моделями и методами, которые начинают эффективно использоваться в соответствующей социологической проблематике. Данная дисциплина является необходимым элементом университетского образования современного социолога-аналитика, находящегося на уровне стандартов, принятых в мировом профессиональном социологическом сообществе.
ресурс содержит прикрепленный файл